< Главная Жанровая специфика рассказа Рассказ в военное и послевоенное время Война в творчестве Е.Носова, М.Шолохова, А.Толстого Сравнительный анализ выбранных произведений Выводы Библиография
Автор работы - Леонова Дарья, ученица 11а класса
Руководитель исследовательской работы - Машталер Ольга Евгеньевна, учитель литературы
Лицей №102 г. Железногорска
Рассказ в военное и послевоенное время

Почему же именно рассказ занял в литературе данного периода такое видное место?
Быстрая смена происходящих действий и событий, стремление показать героя в наивысший момент проявления его выдающихся качеств – это выдвигало рассказ на первый план. Фронтовые условия жизни писателей также способствовали coзданию произведений малых форм. Быстротекущие события военной действительности помогали сделать небольшой эпизод значительным явлением. Дать многогранные характеры в рассказе трудней, чем в романе и даже в повести, зато именно в рассказе отобранными, короткими и яркими штрихами можно выразить человеческую суть того или иного героя.

Расцвету рассказа способствовала реальная жизненная обстановка. В довоенное время данный жанр не был столь популярен, так как не было противоречий, терялась сюжетность, становилась психически глубоко не обусловленной. Во время войны «острые» темы выдвигались на первый план. В судьбах героев решался вопрос жизни и смерти.

В боевых условиях естественно возникали моменты, когда, по словам Н. Тихонова, листовка была нужнее поэмы. Острота переживаний автора неизбежна во фронтовых условиях, сознание драматичности ситуаций и ответственности темы, желание служить победе не в отдаленном и проблематичном будущем, а немедленно, сегодня, сейчас, - всё это заставляло его обратится к статье и к рассказу.

Одной из главных задач литературы в военных условиях было раскрытие становления характера перед лицом опасностей. С помощью мелкий деталей, через поведение в решающих ситуациях нам показывается характер героя. [8, 467-468]

Более близкий контакт между читателем и писателем возникал в том случае, когда рассказчик именно «рассказывал случаи из свой жизни». Однако герои могли употреблять такие повороты, как «А пока расскажу несколько правдивых историй..». Рассказ, сообщаемый от первого лица, уже этим самым располагал к достоверности событий. Особенно в первые периоды войны, когда русские солдаты терпели неудачи, перед писателем стояла задача поднять дух силой положительного примера, это доверительное отношение к автору значило не так уж мало. Для того, чтобы вести рассказ устами очевидца, стоило «поделить» собственное авторство с вымышленным или обобщенным рассказчиком, как это сделал, например, А.Н.Толстой в «Рассказах Ивана Сударева».

Для военного времени было характерно родство рассказа с очерком. Желание захватить наиболее яркие моменты, связанные с судьбами и событиями, способствовали стиранию граней между рассказом и очерком. Подобно очерку, рассказ отличался лаконизмом в передаче внутреннего мира героя. Для выражения его эмоций, внутренних переживаний, как говорилось выше, автор использует небольшие штрихи, которые, кроме того, ещё и создают выразительный образ. Однако эти штрихи создавались не деталями одежды и внешнего образа, а выделением наиболее выдающихся черт характера, проявляющихся в действии. При этом в центре рассказа оказывался именно героический образ, воплощение подлинного героя времени. Это не было особенностью исключительно рассказа, это было проявлением романтического пафоса, воодушевлявшего всю литературу. Останавливая своё внимание на основных тенденциях жизни, писатель не препарировал её по собственному усмотрению, но передавал основное в ней. [8, 518]

Жанр рассказа очень значителен в военное время, его возможности заключаются в быстром решении актуальных задач и проблем героя. Коротких четырехлетний период вряд ли привел к появлению новых качеств в новеллистике, но именно в это время рассказ получил идейно-тематическое наполнение. Скорбная нота звучит практически в каждом рассказе, наполняемая верой в то, что жертвы не напрасны.

Рассказы доносят до новых поколений героизм тех, кому люди обязаны жизнью и свободой. С течением времени нравственная частота, лирическая искренность и чуткость, героизм военного рассказа будут оказывать воздействие на новых читателей, показывать всю горечь того времени и учить не повторять ошибок прошлых лет.

С середины 50-х годов резкий перелом в общественной жизни, пересмотр некоторых критериев и былых ценностей – всё это стимулировало интерес писателей к проблемам единичной человеческой судьбы и судьбы общества, характера и истории. Вторая половина 50-х годов характеризуется интенсивными процессами демократизации общества, способствовала резкому повышению писательского интереса к рядовой судьбе обычного человека и его участию в крупных исторических событиях. Этот интерес является частным проявлением более общей и глубокой потребности общества, народа в осознании своей биографии и причастности к истории страны, нации, государства.

Таким образом, внимание к рассказу никогда не ослабевает и временами усиливается до такой степени, что сложно определить, какой жанр в данный момент является «ведущим в прозе», как например в первой половине 20-х годов и в годы Великой Отечественной войны. Истоки жанра уходят в живые устные рассказы о случившемся и о пережитом. Это придает рассказу характер зарисовки, воспоминания, что особенно заметно в периоды переломные, когда совершаются большие потрясения и перемены, которые нелегко сразу преобразовать в завершенные художественные формы. Поэтому автор в основном в своих произведениях ведёт рассказ от первого лица, чтобы приблизить достоверность фактов и завоевать доверие у читателей.