Главная Жанровая специфика рассказа Рассказ в военное и послевоенное время Война в творчестве Е.Носова, М.Шолохова, А.Толстого Сравнительный анализ выбранных произведений Выводы Библиография
Автор работы - Леонова Дарья, ученица 11а класса
Руководитель исследовательской работы - Машталер Ольга Евгеньевна, учитель литературы
Лицей №102 г. Железногорска
Жанровая специфика рассказа

Для начала стоит дать определение рассказа. «Рассказ – малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам; как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. – и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа». (Википедия http://ru.wikipedia.org)

Уже из определения видно, что в системе жанров рассказ занимает особое место. Имея характерные черты, «рассказ нередко выступает в роли первооткрывателя, разведчика новых тем, образов и проблем». [8, 6] В то же время ёмкие и небольшие по объему произведения данного жанра сосредотачивают и отражают большой мир, заключая в себе серьезные и глубокие обобщения.

В русской литературе рассказ и повесть довольно долгое время выступали как единый жанр, что весьма показательно. Теоретическая неразделенность этих двух видов прозы является отражением такой черты русского рассказа, как его тесное соприкосновение с повестью. Великий русский критик Белинский писал, что не стоит ограничивать повесть от рассказа. Однако точно указывал на характерный признак обоих жанров – меньшую масштабность события по сравнению с романом. В 1841 году в статье «Разделение поэзии на роды и виды» он с ещё большей определенностью подчеркнул прямую зависимость объема жанра от объема рисуемого события : «Повесть есть тот же роман, только в меньшем объеме, который условливается сущностью и объемом самого содержания». [8, 24]

Произведения жанра рассказа, как правило, имеют небольшой объем, малое число героев и кратковременность изображаемых событий. Можно выделить несколько закономерностей, присуших рассказу.

  • Во-первых, время повествования ограничено. Тем не менее, встречаются и рассказы, охватывающие всю жизнь героя.
  • Во-вторых, рассказ посвящен развитию какого-либо одного действия или, вернее сказать, одного конфликта, вокруг которого происходят другие, менее значительные события.
  • В-третьих, сюжет рассказа разворачивается в одном или небольшом количестве главных мест. Остальные могут упоминаться, но при этом являются второстепенными.
  • В-четвертых, в произведениях данного жанра существует один или два главных героя. Второстепенных персонажей при этом может быть очень много, но их роль будет сводиться к созданию фона или раскрытию каких-то черт главного героя путем создания контраста.

    Кроме того, очень важно, чтобы в рассказе был четко обозначен центр, который связывает между собой все события рассказа. И не имеет значения, будет ли это кульминационное событие или значимый жест персонажа, или же само развитие действия. Таким образом, в любом рассказе должен быть главный герой, за счёт которого держится вся композиционная структура и вокруг которого развиваются события. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что жанр рассказа – это литературное произведение малого объема, соотносимое с повестью и строящееся на определенных закономерностях.