Применение информационных компьютерных технологий

Автор: Леонова Наталья Николаевна

Учителя нашего лицея в течение трех лет участвую в проекте «Информатизация системы образования (ИСО)», который направлен на создание школы будущего, где каждый ученик и учитель могут стать творческой личностью, способной решать новые задачи, осваивать и эффективно использовать возможности виртуальной коммуникации. В процессе апробации цифровых образовательных ресурсов я пришла к выводу, что современные ИКТ позволяют включить возможности компьютера во все стороны жизни школьника и учителя.

Моя работа прошла по следующим направлениям:

  • учебная работа.

  • проектная деятельность.

  • апробация ЦОР. Интернет.

  • методическая работа.

  • овладение методами применение ИКТ.

  • внеклассная работа.

  • создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Применение ИКТ на уроках химии и внеклассной работе.

Различные формы работы с ИКТ я применяла при проведении уроков изучения нового материала, контроля знаний, умений и навыков, повторения и обобщения. Для демонстрации сложных экспериментов использовала не только готовые ЦОРы но и презентации, подготовленные учащимися. С ребятами мы изготовили три демонстрационных фильма по темам: «Окислительно-восстановительные реакции», «Получение аммиака и растворение его в воде», «Получение кислорода и горение в нем железа, серы, угля». При создании фильмов учащиеся отработали методику проведения эксперимента, приемы работы с цифровой видеоаппаратурой, овладели навыками работы по съемке, монтажу и озвучиванию фильма.

Используя ИКТ, я сделала разработки открытых уроков:

- урок изучения нового материала « Виды изомерии»

- заключительно-обобщающий урок по теме «Классы неорганических веществ»

- уроки-игры: «Химический бой», «Самый умный» и др.

Такие уроки позволяют разнообразить формы изучения и контроля знаний, увеличить объем рассматриваемого материала, вызывают интерес у учащихся, развивают коммуникативные навыки. ИКТ помогают сделать уроки более содержательными, современными, интересными.

Помимо уроков ИКТ применяю и при проведении профильных и предпрофильных курсов, факультативов.

В течение трех лет для учеников 9 классов провожу элективный курс «Химия в кухонном шкафу». Применяя компьютеры, ребята подготовили презентации по темам: «Химчистка на дому», «Консерванты», «Домашние индикаторы». В процессе работы у ребят появилась идея подготовить праздник для младших школьников «Школа волшебников». Они разработали сценарий, подготовили анимационные презентации, провели более 20 экспериментов, выбрали самые удачные и провели праздники в шести классах.

Данный элективный курс, благодаря заинтересованности ребят и их творческому подходу, продолжает развиваться, становится более ярким, интересным. В этом году к нам присоединились учащиеся 7 класса. Для них мы с ребятами проводили факультативные занятия «Превращения веществ».

Применение цифровой техники значительно расширяют возможности учащихся при выполнении научно- исследовательских работ, в проектной деятельности. Ребята не только готовят презентации для выступления на НПК, но и имеют возможность фиксировать результаты экспериментов на видео, составлять фотоотчеты, анимационные таблицы и т.д.

Основным содержанием учебной работы стало формирование творческой личности. Ученики вовлекаются в процесс создания лично значимого и социально- ориентированного полезного учебного продукта. Ученики 7 класса, где я являюсь классным руководителем, по собственной инициативе приступили к созданию фильма о жизни класса. Знания и умения, которые они приобрели на уроках, стали им близки и необходимы. Появилось желание их развивать. Для этого они используют возможности Интернета, спрашивают совета у специалистов и родителей. Таким образом, реализуется задача образования – формирование способности ученика к активной учебной деятельности, т.е. умению самостоятельно учиться, находить и использовать информацию, работать в коллективе, находить выход в нестандартных ситуациях.

В рамках данного проекта ИСО мной были апробированы следующие цифровые образовательные ресурсы: «Виртуальная лаборатория – 2 диска», «Уроки химии. 8 класс. – 3 диска», «Готовимся к ЕГЭ – 1 диск», «Открытая химия. ФИЗИКОН. -1 диск», «Электронная библиотека – 1 диск», «Самоучитель по химии – 1 диск». Помимо этого проводилась экспертиза сайта «Открытая химия». На уроках и факультативах использовали цифровой микроскоп и другое оборудование «Лаборатории Архимеда».

Такая работа позволяет быть в курсе новейших разработок, более широко применять компьютер в работе, принять участие в формировании единой электронной библиотеки.

По итогам апробации на базе медиоцентра Лицея № 102 я проводила мастер-класс для учителей города по работе с новыми ЦОР, выступала на городском семинаре для завучей «Информатизация школьного образования».

В методическую копилку ГМО учителей химии представила разработки различных уроков, элективных курсов. Подготовила презентацию городского методического объединения учителей химии по теме « Использование ИКТ учителями химии г. Железногорск». Приняла участие в выпуске сборника сценариев внеклассных мероприятий по предметам естественнонаучного цикла, который сопровождается компьютерными презентациями. Такие компьютерные сценарии практически можно использовать без дополнительной подготовки, они не требуют дополнительного оформления зала, подготовки каких-то таблиц-вопросников и т. п.

За три года накопился большой опыт применения информационных технологий. Они позволяют не только модернизировать процесс обучения, но и делают ученика активным его субъектом, позволяют повышать мотивацию, способствуют развитию каждого школьника.

На мой взгляд, имеются и проблемы в такого рода деятельности. В первую очередь постоянная работа в затемненном помещении наносит вред зрению учащихся. Подчас, увлечение созданием презентаций идет в ущерб содержанию, а поиск материала в Интернете носит формальный характер.