Информационный источник сложной структуры (ИИСС): «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал и Западная Сибирь.»

(Разработчик Издательство ЗАО «ИстраСофт»)

Автор: Литвинова Екатерина Игоревна

ИИСС относятся к учебным материалам нового поколения. Данный ИИСС проходил расширенную экспертизу в течение 3 четверти 2007-2008 года. Мультимедийный справочник-определитель ориентирован на применение в образовательной области «Естествознание». Он может быть использован при изучении природоведения, естествознания, биологии, экологии, географии, факультативных и элективных курсов эколого-биологической направленности.

Мультимедийный справочник- определитель «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал и Западная Сибирь.» был использован в седьмых, восьмых и одиннадцатых классах. Данный мультимедийный справочник – определитель имеет узкую специализацию.

-Раскрывает биологические особенности только одной группы животных - птицы.

-Только европейское распространение и западная Сибирь.

Поэтому слишком частое использование, на уроках биологии, данного пособия не целесообразно.

Его следует использовать совместно с другими цифровыми образовательными ресурсами для создания более красочного и насыщенного урока. А также его можно прекрасно использовать, в полном объеме, на элективных курсах эколого-биологической направленности. Или при выполнении научно- исследовательской работы в области орнитологии. Великолепный ресурс для самообразования, как учителя, так и учащихся.

Частота использования зависит только от тематики занятий и творчества педагога, работающего с детьми по данному ИИСС. Его можно применять на каждом уроке при изучении птиц в восьмом классе. Выборочно в одиннадцатом классе при изучении видообразования, приспособлений к окружающей среде. А также в школьных мероприятия посвященных « Дню Птиц» и « Дню Земли».

Даёт возможности для творческого поиска, позволяет разнообразить формы работы с детьми.

Может с успехом применяться как на этапах объяснения, закрепления и контроля в традиционных уроках, так и в инновационных формах уроков (проблемный урок, урок- лекция, урок- конференция,урок- диспут, урок-презентация, урок-защита проектов, урок-исследование).

Повышает компьютерную компетентность ученика и педагога.

Данный ИИСС достаточно прост в использовании педагогами.

Диск легко устанавливается, замечательно раскрыты методические рекомендации. Доступно изложен материал. Можно с легкостью найти материал необходимый для урока. Благодаря этому ученик может самостоятельно изучать материал в домашних условиях. Например, он может самостоятельно определять последовательность обращения к различным фотографиям, самостоятельно или по заданию учителя использовать дополнительный материал ММСО, самостоятельно выбирать уровень сложности проверочных вопросов. Учащийся может проверять результаты своей работы.

Детям оказался сложным раздел « Определитель». Модуль имеет много фильтров, что приводит к большой путанице и затратам урочного времени. Также модуль «Определитель» содержит разноуровневый тест- игру, «Какой это вид?». Задача этого теста выбрать правильное название вида. Тест интересный, но для детей он слишком сложный. На диске предложено 302 видов птиц, название запомнить просто не возможно, поэтому ответ получается «методом тыка», а это не всегда является объективным методом.

При работе с ИИСС были выявлены следующие ошибки:

-В разделе « Методика» есть модуль «В школьном образовании», в нем раздел экскурсии не открываются.

-В разделе « Методика» есть модуль « В дополнительном образовании и самообразовании», в нем разделы кружковая работа, массовые акции по изучению и охране птиц и мест их обитания, творческая деятельность не открываются.

-В разделе «Определитель» фильтр ГОЛОСА не всегда функционирует или в момент нажатия на проигрыш зависает компьютер. На уроке я использую ноутбук и после данной команды он всегда зависает.

Материалы мультимедийного определителя позволяют осуществлять мотивацию благодаря интересности и занимательности материалов. Информационные источники содержат огромный по объему текстовый материал, включающий видовые очерки птиц, словарные статьи, методические рекомендации, практические и лабораторные работы, исследовательские работы, разнообразные справочные материалы. Статистические изображения- цветные рисунки и фотографии птиц, карты их распространения, иллюстрации к заданиям и статьям глоссария, таблицы, плакаты. Специального упоминания заслуживают использованные в данном ИИСС аудиоматериалы - типичные звуковые сигналы птиц - пение или звуки при токовании, позывки, сигналы при беспокойстве и другие звуки, наиболее важные при определении птиц по голосу.

У учащихся повысилась поисковая исследовательская деятельность. Повысился интерес к предмету, появилась возможность для самостоятельной творческой деятельности.

Данный ИИСС полезен для школы.

Его использование в учебном процессе рассчитано на урочную и внеурочную форму работы, позволяет организовать индивидуальную, индивидуально- групповую, а также фронтальную работу и работу в малых группах.

Может с успехом применяться как на этапах объяснения, закрепления и контроля в традиционных уроках, так и в инновационных формах уроков (проблемный урок, урок- лекция, урок- конференция, урок- диспут, урок-презентация, урок-защита проектов, урок-исследование).Во внеурочных формах работы материалы определителя позволяют выполнять самостоятельные работы, домашние задания, осуществлять проектную деятельность. Тесты и тестовые задания позволяют осуществлять контроль и самоконтроль знаний, интерактивные модели - осуществлять моделирование различных процессов, тренажеры (многоуровневая игра по определению птиц)- отработку навыков.

Данный ресурс очень полезен для подготовки и проведения тематических внеклассных мероприятий («День Птиц», День Земли». Благодаря этому обучение приобретает деятельностный характер.

Практически все разделы справочника птиц направлены на организацию исследовательской деятельности школьников.

Задания и учебные материалы направлены на овладение новыми видами учебной деятельности (критерии любого исследования): анализ, изучение, прогнозирование, моделирование, Участие в обсуждении.

Материалы пособия помогут учителю подготовиться к уроку (огромная экономия времени), а ученику – написать и оформить реферат, доклад, презентацию, сообщение.

Данный продукт при устранении недостатков готов к внедрению в массовую практику.