«Моя инновационная деятельность в образовании».

Автор: Выходцева Людмила Степановна

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса. В лицее большое внимание уделяется применению информационных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Установлено, что при использовании электронных средств обучения запоминаемость материала увеличивается на 25-60%, а объём усваиваемой информации – примерно на 50%.

Мой кабинет оснащен компьютером, проектором и экраном. Мультимедиа позволяет учащимся активно овладеть наглядным материалом, обучение при этом становится интересным, быстрым, простым, а полученные знания более глубокими и обобщенными. Постоянно работаю с цифровыми образовательными ресурсами. Чаще всего использую следующие СD:

по истории:

-«Энциклопедия истории России (862-1917гг.)»

-«История России XX века. От Кремля до Рейхстага»

-«История Отечества 882-1917гг.»

-«Всеобщая история», 4 части

-«История для подготовки к ЕГЭ»

по обществознанию:

-«Основы правовых знаний», 8-9 класс

-«Обществознание. Практикум», 10-11 класс

-«Обществознание», 10-11 класс

Во всех моих тематических планах есть графа «ЦОР», где почти каждому уроку выделен определённый цифровой объект для работы. Это облегчает и ускоряет процесс подготовки к занятиям.

Я вместе со своими коллегами принимаю участие в работе над проектом «Информатизация системы образования (ИСО)». Изучив поступившие на АП электронные издания по своим предметам, провела их апробацию и составила отчеты по полученным результатам.

В своей работе активно использую метод проектного обучения, который позволяет решать следующие задачи:

-развитие познавательной деятельности учащихся;

-обеспечение определённой свободы выбора действий учащихся в поиске и обработке информации;применение учащимися полученных знаний на практике, проявление ими инициативности, самостоятельности и собранности;

-применение учащимися полученных знаний на практике, проявление ими инициативности, самостоятельности и собранности;

-использование межпредметных связей.

В работе над проектами в разное время заняты фактически все учащиеся классов, в которых я провожу занятия.

При составлении проектов учитываю интересы ребят, их возрастные особенности. 7-е классы начинают работать с выполнения простых творческих заданий: составления по темам кроссвордов, тестов, подготовки сообщений. В 8-ых классах работа усложняется. В этом учебном году они подготовили проекты по культуре России 19-го века, Крымской войне, отмене крепостного права. Этот материал богат иллюстрациями, картами, портретами исторических деятелей.

Старшеклассники создают собственные образовательные продукты, которые используются на уроках и во внеурочной деятельности.

Одиннадцатиклассники создали озвученные презентации «Сравнительная характеристика мировых войн» и «История СССР в 30-е годы».

Сайт по краеведению и истории города Железногорска, презентации, посвящённые 70-летию Красноярского края, применяем на уроках истории в рамках регионального компонента.

В методе проектов ценно то, что чётко прослеживается личностно-ориентированное обучение и ярче проявляется самостоятельность ребят при групповой, парной или индивидуальной работе.

На уроках обществознания активно использую интерактивные методы обучения: диспуты, споры, дискуссии, деловые игры и т.д., например: «Запад и Восток», «Нации и межнациональные отношения», «Бедность и богатство».

Кроме того, в подготовке учеников к ежегодной Научно-практической конференции находит широкое применение исследовательская работа.

В 2007 году мною разработан элективный курс для учащихся 10-х классов «Роль личности в истории», который был утвержден Методическим советом лицея. Обоснование необходимости ведения курса заключается в следующем: жизнь великих и их поступки являются образцом для подражания, иногда - поводом для раздумья, но независимо от того, как мы оцениваем жизнь этих людей сегодня, знать о них должен каждый культурный человек.

Курс построен на материале истории России, которая изучается на протяжении 5-11х классов, и содержит интересные сведения о деятелях политики, культуры, военного дела разных исторических эпох. Но в базовом курсе истории многие личности лишь упомянуты, оценки их деятельности, личных качеств нередко отражены односторонне. Поэтому на элективном курсе учащиеся полнее узнают все стороны жизни и деятельности многих исторических деятелей нашей страны. Предлагаю учащимся самостоятельно выбрать:

1.Объект изучения (кого из исторических деятелей они хотят изучать).В какой форме будут подавать материал о великих деятелях другим учащимся (устные сообщения с последующей дискуссией, анализ биографии, электронные презентации и т.д.).

2.В какой форме будут подавать материал о великих деятелях другим учащимся (устные сообщения с последующей дискуссией, анализ биографии, электронные презентации и т.д.).

3.Ресурсы, по которым они будут готовить свои работы (литература, Интернет, печатные и электронные справочники).

В ходе всей проведённой работы по применению информационных технологий в учебном процессе и внеурочной деятельности в кабинете накоплен богатый дидактический, раздаточный и демонстрационный материал, как в печатном, так и в электронном виде.