ПРАЗДНИК БАСНИ

 

Предварительная подготовка

 

    1.Викторина «Знаешь ли ты басни И. А. Крылова?» - угадать    название басни по иллюстрациям,             вывешенным в кабинете за несколько дней до праздника.

    2.Составление словаря крылатых слов и выражений из басен И. А. Крылова.

    3.Инсценирование басен любимых авторов. (Класс делится на группы, они выбирают басню,     готовят костюмы, реквизит).

    4.Конкурс на самый занимательный факт из жизни И. А. Крылова.

«Проба пера» - написать басню на любую тему, сохраняя особенности жанра.

 

 

Оборудование урока

 

    1.Иллюстрации художников М. Алексеева и Н. Строгановой к басням И. А. Крылова.

    2.Портреты И. А. Крылова работы К. П. Брюллова.

    3.Портреты Лафонтена, И. И. Хемницера, И. И. Дмитриева, А. П. Сумарокова.

 

Ход урока

 

    I. Учитель

     - Когда мы слышим слово «басня», то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича  Крылова, однако история басни начинается не с него.

 

1-й ведущий

- Басня - один из древнейших жанров искусства. Миф и басня     появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.

2-й ведущий

- Басня была так популярна, что с ее существованием связаны многие предания. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в шестом веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей.

3-й ведущий

- Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград». «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие.

4-й ведущий

- К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.

 

Эллада - мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел - свободная страна,

Не вся захвачена поэтами она.

 

5-й ведущий

-Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басни в основном писались в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы XVII-XVIII  веков.

1-й ведущий

- В эпоху Просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредотачивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали». Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.

2-й ведущий

- Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал Сумароков. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.

3-й ведущий

- Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

4-й ведущий

- Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басни - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

5-й ведущий

- Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

 

II. Учитель

-О жизни и творчестве И. А. Крылова мы говорили на одном из уроков. Но некоторые ребята серьезно заинтересовались биографией баснописца и смогли найти такие факты, которые можно отнести к разряду  занимательных.

         Сейчас они познакомят нас со своими находками.

         Ученики рассказывают факты биографии, среди которых могут быть следующие:

 

1. Дочь Оленина, Варвара Алексеевна, рассказывает, как её отец и И. А.Крылов отправляются во дворец. Крылов выбрит, умыт, на нем новый, только что сшитый мундир. И вдруг кто- то спохватывается:

-Иван Андреевич, а где же ваша шляпа?

Весь дом кидается искать крыловскую шляпу: без нее являться во дворец никак невозможно. Высокий, дородный Крылов сидит неподвижно, наблюдая, как суетятся окружающие. Наконец и он встаёт, чтобы присоединиться к розыскам. И тут выясняется, что…Крылов сидел на своей шляпе. Измятый блин пытаются хоть как-то уподобить головному убору. Поломанные перья плюмажа (украшения на головном уборе) кое- как поставили стоймя, и Крылов спешит к императрице.

 

 

2. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать царя Александра I и правившего вслед за ним его младшего брата Николая I, старалась приблизить ко  двору именитых писателей. Крылова она часто приглашала в свою летнюю резиденцию - Павловск. Иван Андреевич и здесь являлся  уморительным чудаком. Вот императрица входит к обеду. Крылов приближается, чтобы поцеловать августейшую ручку, и вдруг… чихает на руку императрице. Или другой конфуз. При разводе дворцового караула императрица замечает в толпе зрителей Крылова. Она  подзывает его, Крылов подходит как- то боком, переминается с ноги на ногу, норовит поскорее уйти. Что ж оказалось? Иван Андреевич позабыл надеть чулки. А сапоги у него дырявые - голые пальцы торчат наружу.

 

 

3. 14 декабря 1825г. Крылов пришел на сенатскую площадь в самый разгар восстания декабристов. Видел вблизи мятежных солдат и с ними своих давних знакомых - Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера. Долго и бесстрашно всматривался он в происходящее, а потом, как рассказывали, на вопрос императора Николая I, зачем он пошел на площадь, отвечал:

- Я, ваше величество, подумал, что пожар.

   Пожары были страстью Крылова, он готов был вскочить среди ночи  и мчаться на другой конец города, чтобы увидеть яркий и страшный разгул стихии.

   Его ответ императору, разумеется, был шуткой. Он вообще на все серьезные вопросы либо отмалчивался, либо отшучивался.

 

 

 

    III.  Учитель

    1. Строки крыловских басен уже давно стали пословицами и поговорками, вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения,  а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем.

                - А Ларчик ( просто открывался ).

                - Кукушка хвалит Петуха за то, ( что хвалит он Кукушку).

                - А вы, друзья, как ни садитесь, ( все в музыканты не годитесь).

                - Слона-то я и  ( не приметил).

                - Недаром говорится, что (дело мастера боится).

                - Ах, Моська! Знать она сильна, ( что лает на Слона).

                - У сильного всегда ( бессильный виноват).

                - А Васька слушает ( да ест).

                - Как счастье многие находят лишь тем, что ( хорошо на задних лапках ходят).

                - Худые песни Соловью ( в когтях у Кошки).

 

 

        2. А теперь усложним это задание: нужно не только продолжить строчки, но и   назвать басню

 

    1. «Хоть я и гнусь, но … …»(«не ломаюсь» - «Дуб и Трость»).

    2. «Послушать, кажется, одна у них душа,-

    А только … … …, так что твои собаки» («кинь им кость» - «Собачья дружба»).

    3. «… также в ослепленье

    Бранит науки и ученье…» («Невежда» - «Свинья под Дубом»).

    4. «Беда, коль пироги начнет печи ...,

    А сапоги тачать …» («сапожник», «пирожник» - «Щука и Кот «).

    5. «Недаром говорится,

    что … … …» («дело мастера боится» - «Щука и Кот»).

    6. «А я бы … иному

    Велел на стенке зарубить:

    Чтоб там речей не тратить по-пустому,

    Где нужно … употребить»

    повару», «власть» - «Кот и Повар»).

    7. «Не дай бог никого сравненьем мне обидеть!

    Но как же … Хавроньей не назвать,

    Который, что ни станет разбирать,

    Имеет дар одно худое видеть?»

    критика» - «Свинья»).

    8. «Чтоб музыкантом быть,

    Так надобно …

    И … ваших …

    Им отвечает …»

    уменье», «уши», «понежней», «Соловей» - «Квартет»).

    9. «Когда в товарищах … нет,

    На лад их дело … …»

    согласья», «не пойдет» - «Лебедь, Щука и Рак»).

    10. «Иные господа, запутавши дела,

    Их поправляют,

    Посмотришь, в … … … щеголяют»

    Тришкином кафтане» - «Тришкин кафтан»).

 

        3. Завершаем этот этап урока составлением словаря крылатых слов и выражений  из басен И. А. Крылова. Но в словаре подобного рода нужно объяснить значение  каждого выражения, иначе какой толк в нем. Попробуем?

 

Словарь крылатых слов и выражений

 

А Васька слушает да естКот и Повар»)

Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращенных к нему доводов, продолжает делать по - своему.

 

А вы, друзья, как ни садитесь, все  в музыканты не годитесь.Квартет»)

Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.

 

А жаль, что не знаком ты с нашим петухом: еще б ты боле навострился, когда бы у него немножко поучился.Осел и Соловей»)

Употребляется по отношению к невежественному человеку, высказывающемуся о вещах, в которых он мало разбирается.

 

А ларчик просто открывался.Ларчик»)

Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.

 

Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.Слон и Моська»)

Употребляется по отношению к  человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто  в каком –либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.

 

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.Щука и Кот»)

Употребляется по отношению к людям, занимающимся не своим делом.

 

Без драки попасть в большие забиякиСлон и Моська»)

Употребляется по отношению к человеку, стремящемуся добиться незаслуженного признания или славы.

 

В семье не без уродаСлон на воеводстве»)

Употребляется по отношению к какому-либо члену коллектива, выделяющемуся своими отрицательными чертами характера, манерой поведения.

 

Великий зверь на малые делаВоспитание Льва»)

Применяется по отношению к людям, прилагающим много старания и изобретательности для выполнения дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела неспособным.

 

Видит око, да зуб нейметЛисица и Виноград»)

Употребляется по отношению к чему-нибудь видимому, но недостигаемому, недоступному.

 

Да только воз и ныне там.Лебедь, Щука и Рак»)

Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.

 

Демьянова ухаДемьянова уха»)

Чрезмерное угощение, что-то настойчиво предлагаемое.

 

Дразнить гусейДразнить гусей»)

Стараясь не задеть кого-либо, не вызвать раздражение.

 

Если голова пуста, то голове ума не придадут местаПарнас»)

Употребляется по отношению к глупому человеку.

 

Зелен виноградЛисица и Виноград»)

Употребляется для выражения мнимого презрения к тому, чего нет возможности достигнуть.

 

И моего хоть капля меду есть.Орел и Пчела»)

Употребляется в случаях, когда говорится о личном вкладе в какое-либо общее дело.

 

Из дальних странствий возвратясь.Лжец»)

Употребляется в случае возвращения кого-либо из дальнего путешествия.

 

Избави бог и нас от этаких судей. («Осел и Соловей»)

Употребляется по отношению к людям, высказывающим свое мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны.

 

Как белка в колесе. («Белка»)

Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах (иногда без видимого результата).

 

Как под каждым ей листком был готов и стол, и домСтрекоза и Муравей»)

Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия.

 

Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит оно кукушку.Кукушка и Петух»)

Употребляется по отношению к людям,  взаимно восхваляющим друг друга.

 

Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)

Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.

 

Мартышкин труд.Обезьяна»)

Бесполезный труд, напрасные страдания.

 

Надела синица славы, а моря не зажглаСиница»)

Употребляется по отношению к хвастовству большим, но не исполненным обещанием.

 

Наши предки Рим спаслиГуси»)

Употребляется по отношению к людям, которые кичатся прошлыми заслугами или заслугами своих предков.

 

Огурец с гору  Лжец»)

Употребляется в случаях чрезмерного преувеличения

 

Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться. («Орел и Куры»)

Употребляется по отношению к талантливым великим людям.

 

От радости в зобу дыханье сперлоВорона и Лисица»)

От чувства радости захватывает дух.

 

Пой лучше хорошо щегленком, чем дурно соловьем.Скворец»)

Делаешь хорошо то малое, на что способен, и не берись за большое, которое выполнишь плохо.

 

Попрыгунья стрекозаСтрекоза и Муравей»)

Легкомысленная, ветреная женщина.

 

Рыльце в пуху.Лисица и Сурок»)

Употребляется по отношению к человеку, причастному к чему-то преступному, неблаговидному.

Слон и моськаСлон и Моська»)

Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.

 

Слона не приметитьЛюбопытный»)

Не заметить самого главного, важного.

 

Ты все пела, это дело: так поди же, попляши.Стрекоза и Муравей»)

Употребляется  в качестве упрека беззаботному человеку.

 

Ходить на задних лапкахДве собаки»)

Холопски угождать, выслуживаться, угодничать.

 

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться .(«Зеркало и Обезьяна»)

Употребляется иронически в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого.

 

 

 

    IV.Учитель

    Пришла пора рассмотреть рисунки художников М.Алексеева и Н. Строгановой и назвать басни, которые они   иллюстрируют.

 

    1.«Волк на псарне»

    2.«Ларчик»

    3.«Петух и Жемчужное зерно»

    4.«Крестьянин и Смерть»

    5.«Зеркало и Обезьяна»

    6.«Кот и Повар»

    7.«Фортуна и Нищий»

    8.«Пустынник и Медведь»

    9.«Вороненок»

    10.«Осел и Соловей»

    11.«Щука и Кот»

    12.«Лисица и Виноград»

    13.«Трудолюбивый Медведь»

    14.«Крестьянин и Работник»

    15.«Лев и Лисица»

    16.«Мышь и Крыса»

    17.«Ворона и Курица»

    18.«Собака и Лошадь»

    19.«Лягушка и Вол»

    20.«Любопытный»

    21.«Две Собаки»

    22.«Стрекоза и Муравей»

    23.«Слон и Моська»

    24.«Кукушка и Петух»

    25.«Бумажный Змей»

    26.«Тришкин кафтан»

    27.«Волк и Ягненок»

    28.«Цветы»

    29.«Лебедь, Щука и Рак»

    30.«Ворона и Лисица»

    31.«Ворона»

    32.«Прохожие и Собаки»

    33.«Волк и Журавль»

    34.«Свинья под Дубом»

    35.«Орел и Пчела»

    36.«Мартышка и Очки»

    37.«Крестьянин и Лисица»

    38.«Филин и Осел»

    39.«Осел и Мужик»

    40.«Скупой и Курица»

    41.«Мирон»

    42.«Собачья дружба»

    43.«Гуси»

    44.«Медведь у Пчел»

 

 

    V. Учитель

    1. Молодцы! Вы хорошо знаете  басни Крылова. А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали рассказ об истории создания басен, хорошо ли запомнили лучших баснописцев мира. Мои помощники показывают вам название страны, а вы должны назвать имя баснописца, известного на весь мир.

Греция - Эзоп

Рим - Федр

Франция -Лафонтен

Германия - Лессинг

 

    2.Запомнили ли вы русских баснописцев? Сейчас ведущие вам покажут инициалы русских баснописцев, а вы должны назвать их полные имена.

А.П.С.  - Александр Петрович Сумароков

И.И.Х. - Иван Иванович Хемницер

И.И.Д. - Иван Иванович Дмитриев

И.А.К. - Иван Андреевич Крылов

 

    3.Сегодня звучало много названий басен. Какие-то вам известны давно, какие-то вы впервые услышали на уроках, какие-то узнали в ходе подготовки к празднику. И сейчас вы можете выполнить следующее задание: исправить ошибки в названиях  басен:

 

    1.«Дуб и Вол»

    2.«Ларец»

    3.«Обезьяна и Очки»

    4.«Любознательный»

    5.«Жужутка и Барбос»

    6.«Жемчужное зерно»

    7.«Крестьянин и Батрак»

    8.«Медведь и Степан»

    9.«Купец и Мыши»

    10.«Тришкина рубаха»

 

 

    Ответы:

      1.«Дуб и Трость» или «Лягушка и Вол»

      2.«Ларчик»

      3.«Мартышка и Очки» или «Зеркало и Обезьяна»

      4.«Любопытный»

      5.«Две Собаки»

      6. «Петух и Жемчужное зерно»

      7.«Крестьянин и Работник»

      8. «Пустынник и Медведь»

      9.«Хозяин и Мыши»

      10.«Тришкин кафтан»

 

 

    4.Соответствует ли мораль басне (если нет, исправьте)

 

«Слон и Моська»:

Завистники, на что ни взглянут

Подымут вечно лай;

А ты себе своей дорогою ступай:

Полают, да отстанут.

 

 

«Хозяин и Мыши»:

Тебе наука: вперёд умнее быть

И за мышами не ходить.

 

 

«Кукушка и Петух»:

Избави бог и нас

От этаких судей.

 

 

«Свинья под Дубом»:

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас.

 

     Ответы:

         «Прохожие и Собаки»

         «Щука и Кот»

        «Осёл и Соловей»

        «Листы и Корни»   

 

    VI. Наступает время вашего любимого этапа - инсценирования басен. Актеры готовы, и мы с нетерпением ждем их выступления. (Могут быть инсценированы  басни не только И. А. Крылова, но и других русских и зарубежных авторов, а  также современных – С. Михалкова, И. Кулешова и др.)

 

    VII. Последний конкурс - «Проба пера». Кое-кто решился выполнить это самое творческое задание, и даже не в прозе, а в стихах.

       Вот примеры басен, написанных учениками:

 

Две девочки-подружки в школу

Шли не торопясь.

На каблуках по десять сантиметров,

Идут, друг перед дружкою хвалясь.

 

Помада яркая на губках,

В ресницах - туши килограмм

И лишь по двадцать сантиметров юбки.

Не ученицы - две мадам!

 

А биологии уже давно идет урок,

Зверей повадки  разных изучают.

Подружки же, не ведая о том,

Кривляются, смеются и болтают.

 

В то время как они входили в класс,

Учитель вешал с обезьянкою плакат…

В тот миг всю школу смеха взрыв сотряс,

Лишь у подруг недоуменный взгляд.

 

 

Вы, ученицы, на плакат оборотитесь

И обезьяной больше в школу не рядитесь

 

                                                                                                            Юля К.

 

НЕТЕРПЕЛИВЫЕ  БОЛОНКИ

 

Две давние подружки, две близкие соседки,

Взяв деньги, сумки, сетки,

Однажды зимним утром

на рынок собрались.

Наверно, это мудро.

На то оно и утро.

Пришли на остановку, автобус ждут попутный.

Беседу меж собою завели,

Высматривая транспорт из дали.

Прекрасно всё и чудно.

У каждой по собачке - две миленьких болонки.

Они дружны, как дети,

Дружнее нет на свете.

Стоят себе в сторонке.

Минуту ждут, другую - автобуса не видно.

Две маленьких болонки - премилые создания,-

Устав от ожидания,

Залаяли обидно.

Давай бранить водителя, который строит козни.

Мол, вот какой беспечный -

Опаздывает вечно,

А мы тут стой и мёрзни.

Какое безобразие, куда же смотрят власти?

И кто же оградит нас,

И кто убережёт нас

От этакой напасти?

Разлаялись, расплакались, и шуму - выше крыши.

И в гневе справедливом

Так разошлись ретиво,

От злобы еле дышат.

Но вот пришёл автобус - фырчит и паром стонет.

Как раз по расписанию.

И милые создания

Уже сидят в салоне.

 

* * * * * * * * * *

* * * * * * * * * *

Вот так иные вон из кожи рвутся,

Как будто тем чего-нибудь добьются.

 Хоть как ругайтесь, надорвав живот,-

Автобус раньше не придёт.

 

                                                                                                        Вика А.

 

 

    VIII. Заканчивается наш праздник. Хочется, чтобы вы стали истинными любителями литературы и ежедневно открывали новые и новые ее страницы.

             Счастливого пути в чудесный мир литературы!

 

    P.S. Итоги можно подводить после каждого конкурса, а в конце праздника лучше  назвать его победителей - настоящих знатоков басни.