МЫ – АЛЬПИНИСТЫ!

УРОК-ПАНОРАМА ПО ТЕМЕ “ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ”

(5 КЛАСС)

 

Белешникова Татьяна Евгеньевна

МОУ лицей №102

beleshnikova.jpg (20536 bytes)

Ребята, сегодня у нас с вами урок необычный, праздничный. И прежде, чем я объявлю тему и цель урока, предлагаю вашу любимую игру в “Поле чудес”. Вы должны угадать слово, которое является названием урока и названием той роли, которую вы будете сегодня играть.

Играют 3 ученика - по одному с каждого ряда. 

Это слово – альпинисты.

А кто такие альпинисты? (Словарь!) (Альпинисты – те, кто восходят на труднодоступные горные вершины со спортивными и познавательными целями).

Сегодня мы – альпинисты. Вершина, которую мы штурмуем уже несколько уроков, называется “Имя прилагательное”. У вас накопилось уже достаточно знаний об этой вершине, многие хорошо подготовились для того, чтобы штурмовать высоту за высотой, ведь альпинисты не одним броском достигают вершины, они делают остановки, берут промежуточные высоты. И у нас будет несколько высот.

Кроме того, горы не штурмуют большими коллективами. У нас будет три команды (по количеству рядов). Вы уже не раз в разных играх участвовали такими коллективами. Надеюсь, что сегодня вы станете еще дружнее. Ведь от оценки каждого из вас будет зависеть успех всей команды. Итак, в путь.

I высота.

Сидящие за первыми партами(1вариант) сообщают теоретические сведения об имени прилагательном (по опорным конспектам):

  1. Прилагательное как часть речи.
  2. Правописание окончаний прилагательных.
  3. Краткие имена прилагательные.

Затем – все записывают в тетрадь словосочетания, а ученики 2варианта, сидящие за первыми партами, объясняют правописание падежных окончаний прилагательных:

I ряд II ряд III  ряд
весенним утром в березовой роще утреннее солнце
от хорошего дерева из большой тучи на чужой стороне

Оценить работу сидящих за первыми партами, поставить оценки в сводную ведомость. (В это время ученик пишет на доске алгоритм).

II высота.

Двигаемся дальше, набираемся сил для дальнейшего штурма. Сражаемся с краткими прилагательными с основой на шипящий. Но мы усложнили свою работу и вспомнили все части речи, которые оканчиваются на шипящий,а также свели все правила правописания их в один алгоритм. Проверим ваше умение пользоваться им двумя способами.

Коллективно-орфографическая эстафета по рядам:

1 ряд – глаголы разных форм (начальная форма + глаголы 2 лица единственного числа)

2 ряд – краткие прилагательные

3ряд – существительные 1, 2 и 3 склонений

Итоги эстафеты выставить в сводную ведомость.

 

III высота.

То же правило проверяем индивидуально по линокартам (А – Ь, Б - ):

 

I вариант

  1. возьмешь задание
  2. партизанский блиндаж
  3. громада туч
  4. медведь неуклюж
  5. изящная брошь
  6. беречь природу
  7. трудовой стаж
  8. молодежь планеты
  9. лицом пригож
  10. найдешь выход
 

II вариант

  1. человеческих душ
  2. акварельный пейзаж
  3. устная речь
  4. отменно хорош
  5. думаешь о жизни
  6. нагар свеч
  7. жечь костры
  8. антикварная вещь
  9. пустынный пляж
  10. ветер свеж

 

Проверить линокарты сидящих за вторыми партами, поставить оценки в сводную ведомость.

 

IV высота.

Все выше устремляемся к вершине, все труднее подъемы. Сейчас нам надо одолеть те имена прилагательные, которые никаким правилам не подчиняются и правописание которых надо запомнить. Вы должны показать свое умение писать словарный диктант:

апельсиновый             благородный

восклицательный         вокзальный

грамотный                 героический

здешний                         громадный

кабинетный                 здоровый

мандариновый         лиловый

огромный                  маршрутный

правильный                 повествовательный

справедливый                 расчетливый

фиолетовый                 телевизорный

шоколадный                 чернильный

 

Проверить диктанты сидящих за третьими партами, поставить оценки в сводную ведомость.

 

V высота.

Вы преодолели сейчас трудную высоту, но и впереди непростая, легких теперь не будет. На этой высоте в краткой, сжатой форме нужно показать все свои знания о прилагательном. Как вы думаете, что нам сейчас предстоит выполнить? Правильно: морфологический разбор прилагательного. Вы разбираете имена прилагательные из тех словосочетаний, которые у вас записаны в тетрадях. Каждый ученик выполняет один морфологический разбор.
Проверить
разборы сидящих за четвертыми партами, поставить оценки в сводную ведомость.

VI высота - вершина.

Мы много узнали о прилагательном для того, чтобы эта часть речи стала нам ближе, чтобы мы умело и правильно употребляли ее в устной речи, грамотно писали. Цель нашей последней работы – показать умение употреблять прилагательные в речи, описывая картину И. Шишкина “Рожь”. Проверим, какие прилагательные вы вставили дома в текст на месте пропусков. По этой картине мы работали вчера, надеюсь, что вы справились с работой. Возьмите карандаши и подчеркните те прилагательные, которые вы употребили удачно:

РОЖЬ

Знойный летний полдень. Широко расстилается перед нами необъятное поле золотой ржи. Тяжелые колосья гнутся к земле. Яркая бархатистая зелень на переднем крае картины подчеркивает золотистые тона ржи.

Мы видим среди безграничного поля извилистую тропинку, которая ведет к огромным соснам. Могучие стройные сосны величественно возвышаются на фоне голубого неба.

Мы любуемся золотистым отливом спелых колосьев, радуемся обилию хлеба на родной русской земле.

Проверить работу сидящих за пятыми партами, поставить оценки в сводную ведомость.

Достигнута вершина, мы установили свой флаг на ней, довольные спускаемся вниз и подводим итоги.