УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Белешникова Татьяна Евгеньевна

МОУ лицей №102

Белешникова Татьяна Евгеньевна

ЦЕЛЬ: проверить знания учащихся за курс начальной школы, воспитывать интерес и уважение к родной культуре.

1. Учитель читает стихотворение (написано вязью на листе ватмана):

Издревле, когда еще чтилась рогатина,
Богатствами славилась наша земля,
В слоеньях хребтов – изумруды да платина,
В реках – осетры, а в лесах – соболя.
Ну где – укажите! – найдете вы за морем
Овитый былинами Кремль золотой,
Вокзалы метро в малахите да мраморе,
Василья Блаженного купол витой?
Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Созданье народного светлого гения –
Могучую, звучную, сочную русскую речь!

2. Этими удивительными словами открывается наш необычный урок - урок-путешествие в Страну Русского Языка. Во время нашего путешествия ваши знания будут оценивать: - -

3. Но чтобы попасть в нашу сказочную страну, давайте вспомним, что вы знаете из истории русского письма? Ведь буквенному письму более 1000 лет. И это тысячелетие отсчитывается от 988 года. Это год официального принятия христианской религии на Руси. А христианство – это письменная религия. Стать христианской страной значило стать письменной страной.

4. А с чьими именами связывают рождение славянского алфавита? (братья-болгары Кирилл и Мефодий, ученые, составили славянский алфавит).

5. В древние времена, когда хотели воздать человеку высшую хвалу, его объявляли святым, описывали его жизнь, писали с него иконы (перед нами икона XVI века: братья Кирилл и Мефодий, их имена написаны старославянскими буквами).

6. Первая наша учебная книга – букварь. А когда и кем был создан первый русский печатный букварь? (более 400 лет назад, в 1574 году Иваном Федоровым. Показать изображения первых букварей, которые дошли до нас. «Русский язык за рубежом» №6 – 1988, стр. 13, 15, 16).

7. А как еще называется букварь? (азбука). Почему?

8. Давайте же послушаем, как учились дети в старину. (Ученик читает стихотворение):



В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Бэ, как Аз да Буки
Вэ, как Веди, Гэ – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!


Этот нож не без причины
Назывался перочинным:
Очинялось им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

(Отрывок из книги Н. Кончаловской «Наша древняя столица»).

9. Итак, идя по волшебной дороге к необычной стране, вы все настроились и сосредоточились. Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (столица). Почему?

10. В нашей сказочной стране тоже есть столица – это город Алфавит. Именно в нем нам и предстоит побывать. Но сначала вспомним: что такое алфавит? (определенный порядок букв).

11. Древняя азбука тоже имела свой определенный порядок («Русский язык за рубежом» №6 – 1988, стр. 10).

12 Но чтобы успешно передвигаться по нашему городу, общаться с его жителями, вспомним правильное написание некоторых нужных слов.

Задание №1 – словарный диктант ( для удобства проверки писать в два столбика с маленькой буквы):
автомобиль
библиотека
дорога
здравствуйте
метро
пассажир
квартира
путешествие
сегодня
правительство
телефон
трамвай
ученик
шоссе
шофер
экскурсия
родина
карандаш
беседа
до свидания

(листки сдать на проверку).

13. И вот уже перед нами город Алфавит. Сколько в современном русском алфавите букв? (33). А сколько гласных? (10). Сколько согласных? (21). А какие еще две интересные буквы есть в алфавите? (Ъ и Ь).

14. Так вот, Ь и Ъ – стражники города Алфавита. Мы тихонько подходим к этим стражникам и слышим их разговор:

- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку Мягкому промолвил
Твердый знак.
- Слова и буквы ты всегда
Смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил,
Но ты б уж помолчал!-
Знак Мягкий Твердому
На это отвечал.
- Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора,
Как букву ять,
Тебя из азбуки изъять!
- Друзья! Ваш разговор –
Никчемные слова, -
Услыша этот спор,
Сказала буква А, -
- Вы оба хороши,
Достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте!

(Басня П. Матвиенко «Мягкий знак и твердый знак). (в этой сценке заняты 3-4 ученика – по ролям, у двух на головах шапочки с буквами Ъ, Ь).

15. После этих слов Ъ гордо поднял голову и удалился. А в руках у Ь было письмо, и он нам его прочитал: Я, Мягкий знак, давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Я хожу за ней, как тень, из слова в слово, - но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых не добьешься не звука. Я робок, застенчив, тих и незаметен, так что даже в контрольных диктантах ребята нередко забывают обо мне. Буква Ш тверда и не смягчается, несмотря на все мои старания, и постоянно шипит, так что я теряю самообладание. Но ничего не могу с собой поделать и всякий раз снова становлюсь рядом с буквой Ш – в глаголах 2 лица или в существительных 3 склонения.

16. Чтобы стражники впустили нас в город, давайте вспомним все случаи написания Ъ и Ь: а) Ь после шипящих
в глаголах начальной формы
в глаголах 2 л единственного числа
в существительных 3 склонения


б) разделительные Ъ и Ь
Ъ – после приставки перед буквами Е, Ё, Ю, Я
Ь – в остальных случаях

17. Задание №2 – по линокартам – где нужно писать Ь, а где Ъ (А – Ь, Б - Ъ):

I вариант
1. ружье
2. друзья
3. съезд
4. ищешь
5. объявление
6. молодежь
7. объем
8. вьются
9. пробьются
10. предъявить
II вариант
1.подъем
2.барьер
3.обезьяна
4.съемка
5.вьюга
6.шьем
7.рожь
8.необъятный
9.шагаешь
10.объединил



18. Мы выполнили задание, и строгие стражники пропустили нас в город. Здесь живут буквы, они торопятся. Нетрудно заметить, что одних букв больше, других меньше. Очень много букв О, А, Е, И. Спешат буквы Т, Н, С, Р, Л, К, М. Спокойно идут Б, Г, Х, Ю. Прохаживаются Ц, Щ, Э (учитель показывает, все произносят). Только буква Ф сидит на скамеечке. Оказывается, в ней редко нуждаются.

19. А вот и Площадь Звуков. А что мы знаем о звуках? Чем они отличаются от букв? (звуки слышим, произносим, нет звуков Е, Ё, Ю, Я, Ъ, Ь).

20. А рядом с Площадью Звуков Переулок Ударений. Что такое ударение? (выделение голосом одного из слогов).

21. А для чего нужно ударение? (чтобы правильно произносить слова, не искажать смысл).

22. Да, ударение помогает нам различить смысл слова. Послушайте и отгадайте:

Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.


И’РИС – ИРИ’С


Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения:
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.


А’ТЛАС – АТЛА’С

23. Вспомните, многие загадки помогают нам правильно поставить в словах ударение. Отгадайте:

Эту зелень ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Неприметна, некрасива.
Называется (крапи’ва).

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и тонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я (фарфо’р).

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный (катало’г).
Буквы-значки, как бойцы на параде,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется всё (алфави’т).

24. А теперь выполним очередное Задание №3 – разобрать слова по составу, указать количество букв и звуков в словах:

I вариант
приходит – 8,8
березка – 7, 7
беленький 9,8
избушка – 7, 7
бегать – 6,5
II вариант
подвозят – 8,8
грибок – 6,6
березонька – 10, 9
варить – 6,5

25. Выполняя работу, вы вспомнили, какие части в слове можно выделить. Что называется корнем? Приставкой? Суффиксом? Окончанием?

26. А теперь спустимся по лесенкам-ступенькам. На доске висит плакат-кроссворд. В клетках записаны только части слова. Вместе с моим определением они помогут отгадать нужные слова:


а) отбытие, отправление – отход;
б) совокупность работ, обеспечивающих взлет, поднятие ракеты – запуск;
в) специальная доска для переноски посуды, подачи еды – поднос;
г) перенесение части слова на новую строку – перенос.

27. Идем дальше по городу Алфавиту. Но, кажется, мы заблудились. Это Тупик Ошибок. Здесь растут красивые деревья, которые раскинули свои цепкие ветки-руки и приглашают отведать «двоечных» плодов. Но мы-то знаем, что эти плоды ядовиты. Чтобы выбраться из Тупика Ошибок, надо правильно и красиво написать текст, без единой ошибки.

28. А как вы понимаете написать красиво? Для этого есть специальная наука – каллиграфия – искусство писать ровным и красивым почерком.

29. А чтобы написать грамотно, давайте вспомним орфограммы, которые мы за месяц повторили:


- безударные гласные корня;
- сомнительные согласные;
- непроизносимые согласные;
- буквы И, У, А после шипящих,
- раздельное написание предлогов со словами.

30. А теперь выполним последнее задание №4 – в диктанте подчеркнуть главные члены предложений, определить падеж существительных:
Наступила поздняя осень. Только молодые березки сохраняют еще свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозеленые ели и сосны. Под ними на дорожках лежат слои шишек (они стали жесткими и хрупкими). Вода в реке потемнела. Уже улетели ласточки, стрижи. В воздухе ощущается бодрящая свежесть. Скоро всю землю покроет белый снег. (45 слов)

31. Вы выполнили это задание и сразу попали на Падежный Проспект. Он назван в честь братьев-падежей. (Назовите падежи и вопросы к ним). А ведь кое-кто с падежами не в ладах.

32. Ученик читает стихотворение «Ленительный падеж» Г. Граубина (в книге Григоряна «Язык мой – друг мой»):

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их зналют назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить

Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, простительный!


33. Долго мы бродили. Но вот и набережная этого чудесного города. На противоположном берегу живет Принцесса Грамматика. Свое имя она получила от греческого слова грамма - буква. Сначала под словом грамматика понимали искусство читать и писать буквы. А сейчас это целый раздел науки о языке, в который входят: морфология – наука о частях речи, синтаксис – учение о словосочетаниях и предложениях. И об этом мы начнем серьезный разговор на следующих уроках. А как вы к нему готовы – скажет жюри.

34. Второй этап работы. Вы провели не только сказочное путешествие. В воскресенье вы побывали в лесу, и осенний лес открыл вам свою красоту. Запишите в тетради дату. Почему октябрь так называется? (восьмой месяц по греческому календарю). Сегодня вы пишете творческую работу

ОСЕННИЙ ЛЕС.

В ней можете использовать слова и выражения, которые сегодня звучали на уроке, или ранее употреблялись нами в сочинении по картине «Осень». Помните об этом. Лучшие работы будут помещены в литературной газете.