Проверка таланта на прочность

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

 

Белешникова Татьяна Евгеньевна

МОУ лицей №102

Белешникова Татьяна Евгеньевна

Русский язык 6 класс Расписание на неделю

ПОНЕДЕЛЬНИК ФОНЕТИКА
ВТОРНИК ЛЕКСИКА
ФРАЗЕОЛОГИЯ
СРЕДА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ЧЕТВЕРГ МОРФОЛОГИЯ
ПЯТНИЦА КУЛЬТУРА РЕЧИ
СУББОТА ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ПОНЕДЕЛЬНИК НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Оценка каждого задания – 4 балла

Максимальное количество баллов за каждый день – 20 баллов

Максимальное количество баллов за весь марафон – 100 баллов

ИСПЫТАЙ СЕБЯ!

Вопросы по ФОНЕТИКЕ 1. Назовите звук, который встречается во всех приведенных словах, кроме одного: рябой, река, пить, иголка, ель. Назовите слово, в котором этот звук не встречается.

2. Поставьте ударение в словах: взвихрить, взглянуть, договор, обострить, обеспечение, облегчить, премировать, усугубить.

3. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове: лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль, роль, ясли.

4. В каком слове есть только твердые согласные звуки: мел, лось, тема, можешь, матч.

5. Какие буквы никогда не бывают большими в именах людей, а также в кличках животных?

Вопросы по ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ

1. Какие слова не являются синонимами:
погасить – потушить;
лелеять – нежить;
бесхитростный – незатейливый;
горе – случай;
солидный – видный.

2. Подберите примеры фразеологических синонимов к выражениям:
усердно, прилежно трудиться;
внезапное, бесследное исчезновение кого-либо.

3. Заменить одним словом фразеологизмы:
мозолить глаза -
точить лясы –
клевать носом -
бить баклуши -
вставлять палки в колеса -
в час по чайной ложке -
держать язык за зубами -
комар носа не подточит -
делать из мухи слона -

4. Каждым из этих слов можно назвать низкорослого человека. Но только одно из них является названием реально существующей народности. Какое? Карлик, лилипут, гном, пигмей, коротышка.

5. Дайте краткое толкование указанных слов. Определите, из какого языка заимствовано слово: ягдташ, жалюзи, акватория, космос, шезлонг.

Вопросы по СЛОВООБРАЗОВАНИЮ

1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: обы/ … /ка, свир/ … /ник, ме/ … /олад.

2. Назовите несколько слов, которые состоят из трех корней.

3. Разберите по составу слово «одесский». Чего не хватает в этом слове?

4. В словарный запас каждого школьника входит слово «наизусть». Найдите исторических родственников этого слова.

5. Однокоренные ли подчеркнутые слова? Каково их значение?


слепить глаза – слепить игрушку
скупить книги – скупой на ласку

Вопросы по МОРФОЛОГИИ

1. Раскройте скобки. определите род существительных.
Чтобы крыша не текла, ее нужно покрыть (толь).
Голову моют (шампунь).
Я долго греб веслами, от чего на руке (вздуться) мозоль.
Мама повесила на окна (красивый) тюль.
У стены стоит (черный) рояль.

2. К какой части речи относятся выделенные слова?
На то и печь, чтобы хлебы печь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав

3. Какой смысл приобретут слова, если их написать с большой буквы?
Блок, горн, роза, курган, десна.


4. Укажите существительные с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа: апельсины, помидоры, блюдце, трактор, шофер.

5. Даны словосочетания на шугнанском языке и их переводы на русский язык. (Шугнанский – один из памирских языков. Он относится к иранской группе индоевропейских языков).
кузаа хац – кувшин воды
чалак зимаадь – ведро земли
тамбал бююн – борода бездельника
бииг дююнаа – горшок зерна
кузаа гьэв – крышка кувшина
бесчораа зимаадь – земля бедняка
Переведите с русского на шугнанский следующие словосочетания: ведро воды, зерно бедняка, кувшин бездельника.

Вопросы по КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

1. Исправьте ошибки в предложениях:
Проснувшись поутру, мне стало холодно.
Не успев проехать и версты, начался буран.
Завод гарантирует о выполнении заказа в срок.
Учительница указала Володе его ошибки.

2. Составьте предложения с каждым словом данного синонимического ряда. Дайте стилистические пометы.
Спать, почивать, дрыхнуть.


3. В каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов:
понести поражение
эта мозоль
принимать во внимание
одержать успех

4. Слово (выражение) употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
На завтрак были поданы вкуснейшие поджарые тосты с джемом и душистый чай.
Пшеница и рожь относятся к злачным растениям.
К приходу гостей хозяйка готовила сытный, колоритный обед.
В концерте на Красной площади принял участие известный оперный магнат.

5. Какие существительные имеют окончание –ов в форме родительного падежа множественного числа:
сумерки, сапер, томат, килограмм, носок, чулок.