«Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в МОУ Лицей №102 имени академика М.Ф.Решетнева»

Автор: Белешникова Татьяна Евгеньевна

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная правительством российской Федерации, определила основные направления развития отечественной школы. Мы все хорошо понимаем, что каждая школа должна стать частью основания фундаментальных позитивных процессов, происходящих в российском обществе – становления гражданского общества, правового государства, социально ориентированной, эффективной экономики.

Включаясь в эксперимент по апробации предпрофильной подготовки, педагогический коллектив нашего лицея исходил из установки, что введение и развитие профильного обучения в старших классах средней школы должно позволить каждому нашему учащемуся более глубоко изучить отдельные предметы и курсы, обеспечить преемственность между средней и высшей школами, существенно нормализовать учебную нагрузку, способствовать реализации школьниками индивидуальных образовательных программ.

Важно, что решение о вступлении в эксперимент было общим, осознанным, взвешенным и системно обоснованным.

Мы считаем, что шаги в направлении профилизации были сделаны в лицее давно и в разных аспектах.

I.Научно-методический аспект (который включает в себя):

  • Обновление содержания образования. Педагогами лицея в течение 2-х лет созданы авторские и модифицированные программы повышенного уровня сложности (в соответствии со статусом лицея) почти по всем предметам: русскому языку, литературе, алгебре, физике, химии, биологии, географии, английскому языку, экономике, информатике.

  • Корректировка и рецензирование программ осуществлялось преподавателями вузов г.Красноярска, с которыми сотрудничает лицей.

  • Спецкурсы по математике, литературе, МХК, химии, космофизике ведут педагоги-сотрудники предприятий и учреждений города.

    II.Аспект самоопределения:

    1.В течение многих лет на базе лицея работает заочная школа по математике и физике (ЗЕНШ) при НГУ, КГУ, МФТИ.

    2.Ежегодно педагоги лицея организуют научно-исследовательскую деятельность старшеклассников, готовят их к участию в научно-практических конференциях разного уровня.

    3.В период летних каникул организуются выезды учащихся на археологические раскопки, многие занимаются в краевой летней школе, в лингвистической школе, школе информатики.

    4.Лицеисты участвуют в различных олимпиадах и конкурсах от городских до международных, в т.ч. и дистанционных.

    5.Выявление потенциала учащихся осуществляется в проектной деятельности учащихся, во время предметных декад.

    ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    I.Пропедевтический этап

    Задача этапа: обеспечение мотивационной и теоретической готовности участников эксперимента по апробации предпрофильной подготовки.

  • Информирование педагогов, родителей, учащихся лицея о целях и задачах эксперимента.

  • Выявление образовательных запросов учащихся 8-х классов. Определение склонности учащихся к определенному типу профессиональной деятельности.

  • Теоретическая подготовка педагогического коллектива к участию в эксперименте. Система научно-практических семинаров под руководством Н.В.Гафуровой – кандидата педагогических наук, доцента кафедры инженерной педагогики Государственного университета цветных металлов и золота:

    2002-2003 учебный год

    Нормативно-правовое и методическое обеспечение предпрофильной подготовки, профильного обучения (Концепция профильного обучения, информационные и методические письма федерального уровня, материалы интернет-сайта и др.) Введение в профильное обучение. Содержание и организация профильного обучения. Роль каждой категории субъектов образования (ученика, родителей, учителя, школы) в определении целей, структуры и содержания профильного обучения. Проблематика профильного обучения (противоречия сетевой модели организации, отношение к стандартам, требования к программам базового и профильного уровня).

    Научно-методическое сопровождение подготовки педагогического коллектива к участию в эксперименте по предпрофильной подготовке.

    2003-2004 учебный год

    Учащийся в профильной школе. Ключевые структурные элементы индивидуальной образовательной программы учащегося профильной школы. Урок в профильной школе. Ключевые структурные элементы урока в профильной школе.

    Построение предпрофильной модели обучения в 9 классе. Проектирование работы лицея по внедрению предпрофильной подготовки в 9 классе. Общие подходы к созданию программ элективных курсов в 9 классе. Проблемы внедрения курсов

    Просим обратить внимание на то, что подготовительная работа началась в коллективе в 2002-2003 учебном году. Нам очень важно было заранее определить установку участников эксперимента, их отношение к эксперименту в целом и к его различным аспектам.

    Поэтому каждый раз, приходя на семинар, все участники получали листок, на одной стороне которого нужно было определить индивидуально целеполагание: зачем я иду на занятия сегодня, с какой установкой, на какие вопросы хочу получить ответ, чего жду и т.д. По окончании семинара на обратной стороне листка записывались итоги рефлексии: с чем ухожу, на какие вопросы получен ответ, что стало ясным, с чем не согласны и т.д. И так каждый раз от семинара к семинару.

    Формы работы тоже были разнообразными. Педагоги пытались увидеть будущие проблемы не только со своей профессиональной точки зрения. Мы ставили себя в позицию учеников, родителей, чтобы рассмотрение вопроса не было сведено только к педагогическим проблемам. Сейчас по прошествии более двух лет от начала работы кое-что в тех наработках представляется немного наивным с позиции сегодняшнего дня, но тем яснее видно, что этот этап был очень важен, очень необходим. Он стал толчком к профессиональному, методическому росту многих членов коллектива.

    II.Организационный этап

    Задача этапа:разработка методического обеспечения нормативной базы для введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    1.Консультирование учителей по проблемам разработки программ элективных курсов и оценки их качества.

    2.Разработка программ элективных курсов педагогами лицея.

    3.Экспертиза и утверждение программ элективных курсов:

    4.Анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору элективных курсов.

    5.Подготовка и презентация «образовательной карты» элективных курсов лицея, рекламных текстов для учащихся и родителей.

    6.Разработка проекта учебного плана на 2004-2005 учебный год.

    7.Заключение договора с ЦО о проведении курсов для учащихся 8 классов «Азбука профориентации», для учащихся 9 классов – «Творческое самопознание и основы выбора профессии».

    Это одна из трудностей, с которыми сталкивается рядовой учитель. Плохо, что в педагогических вузах не учат составлению программ. Конечно, для наших коллег эта тема не нова. На протяжении многих лет педагоги лицея пишут программы факультативных занятий, спецкурсов, индивидуальных и групповых занятий со школьниками.

    Но тем не менее программы элективных курсов имеют свои особенности. Мы воспользовались в первую очередь рекомендациями разработчиков Концепции профильного обучения, перелопатили горы методических журналов и создали свои программы.

    III.Практический этап

    Задача этапа: организационное обеспечение предпрофильной подготовки.

    1.Составление расписания элективных курсов на 2004-2005 учебный год.

    2.Консультации для классных руководителей по работе в условиях предпрофильной подготовки.

    3.Обучение учащихся способам принятия решений в выборе индивидуального образовательного маршрута.

    4.Мониторинг предпрофильной подготовки в лицее (по результатам I полугодия).

    5.Изучение передового педагогического опыта по предпрофильной подготовке и профильному обучению, корректировка проекта по введению профильного обучения

    6.Обмен опытом по предпрофильной подготовке с участниками эксперимента других образовательных учреждений города, края, региона, федерации.

    По окончании каждой учебной четверти мы проводим следующие мероприятия:

    -мониторинг учебных результатов школьников на курсах по выбору;

    -анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля;

    -контроль школьной документации по предпрофильной подготовке. Полученные данные обсуждаются на рабочих совещаниях с участием классных руководителей 9-х классов, преподавателей элективных курсов.

    Вы бы не поверили, если бы мы сказали, что все идет гладко и хорошо. В условиях любого эксперимента возможны какие-то недочеты. На то он и эксперимент, чтобы эти недочеты выявлять и исправлять.

    Уточняются требования к программам элективных курсов в части деления содержания на модули в соответствии с количеством учебных недель каждой четверти, идет речь о перспективных формах и способах обучения, уточняются единые требования к результатам изучения курса, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

    Каждый ученик 9-го класса имеет зачетную книжку, в которой отмечено прохождение курсов за I полугодие. Большинство учащихся изучили программу 3-х и более элективных курсов. Есть знатоки, которые и 5 курсов смогли посещать. Есть обратные результатные, но они у нас все на учете: кто слегка расслабился в I полугодии, тому предстоит поднапрячься во II-м. Работа идет полным ходом.

    Как положительное отмечаем увлеченность педагогов: некоторые поменяли темы, программы курсов на II-е полугодие, а не просто списочный состав группы. Отметим также серьезное отношение большинства школьников и глубокую заинтересованность классных руководителей.

    Обмен опытом с коллегами мы считаем необходимым условием организации профильного обучения. В ее реализации выясняется, что, воспринимая положительно Концепцию профильного обучения, и учителя, и мы, администрация, испытываем затруднения в плане ее реализации. Фактически необходимо проведение тотального и оперативного повышения квалификации педагогических кадров перед переходом старшей школы на профильное обучение.

    Чтобы значимая для общества, государства и каждого отдельного старшеклассника идея не превратилась в «компанию по профилизации школы», а действительно помогла каждому ученику найти именно свое место в профессиональном мире, необходимо в первую очередь готовить педагогические кадры.

    Честно говоря, возможностей у нас с вами не так много. Но используем любую из них. За тот период, о котором мы с вами говорим, в той или иной форме прошли обучение по вопросам предпрофильной подготовки большинство членов коллектива, в том числе:

    -на долгосрочных курсах – более 20 человек

    -на краткосрочных курсах – почти все.

    IV.Оценочный этап

    Задача этапа: оценка степени реализации целей и задач эксперимента: определение перспективных направлений дальнейшей деятельности.

    1.Оценка качества предпрофильной подготовки в школе.

    2.Заключительное анкетирование учащихся 9-х классов для определения выбранного профиля.

    3.Заключительное анкетирование родителей учащихся для оценки уровня предпрофильной подготовки.

    4.Разработка проекта перехода лицея на профильное обучение, проекта учебного плана на 2005-2006 учебный год.

    5.Комплектование профильных 10-х классов.

    Заключительное анкетирование учащихся 9-х классов для определения выбранного профиля было проведено по решению городского координационного совета независимыми экспертами - психологами Центра образования.

    Обработав анкеты, эксперты пришли к выводу, что проведенная предпрофильная подготовка помогла школьникам определиться в выборе одного из трех профилей, определенных в лицее еще год назад:

    -25 человек хотели бы учиться в классе физико-математического профиля;

    -27 человек выбирают информационно-технологический профиль;

    -18 учащихся определили для себя социально-экономический профиль.

    Для нас это очень оптимистичные данные, которые показывают корреляцию между учебными интересами учащихся и нашими профессиональными намерениями.

    С началом предпрофильного обучения возрастает количество и радостных моментов, и неудачных.

    Ожидаемые результаты

    1.Эффективность выбранной модели профилизации.

    2.Сформированность у лицеистов значимых личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

    3.Обеспечение преемственности предпрофильной подготовки и профильного обучения.

    Период возможных негативных последствий

  • Несовершенство учебных программ как базового, так и профильного уровня.

  • Неукомплектованность учебниками. До сих пор нет ни одного учебника старшей ступени (профильной школы) ни по базовым, ни по профильным программам.

  • Неготовность определенного количества педагогов к творческой деятельности в условиях эксперимента.

  • Ошибки учащихся в выборе профиля.

  • Недостаточное материальное стимулирование участников эксперимента, особенно классных руководителей.

  • Отсутствие нормативно-правовой базы для организации учебных практик на предприятиях и учреждениях города

    Предполагаемые компенсации

    1.Предусмотреть возможность перехода отдельных учащихся из одного предпрофильного класса в другой.

    2.Развитие учебно-материальной базы.