«TRES FACIUNT COLLEGIUM» (трое составляют совет)

Автор: Шовгеня Инна Николаевна

Мной и учителем математики Скакуновой Л. А. разработан элективный курс по профильной подготовке учащихся 10 классов «TRES FACIUNT COLLEGIUM» (трое составляют совет)


Пояснительная записка

Предлагаемый нами элективный курс стоит на стыке математики, филологии и экономики и является пробно- ориентированным в этих направлениях; связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов каждого школьника.

Курс призван обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне.

В основе курса лежат следующие принципы обучения:

1.Сознательность, активность.

2.Наглядность.

3.Доступность.

4.Научность.

5.Практическая значимость.

Экономика и математика, экономика и литература - области взаимосвязанные, как в жизни, так и в науке, но соединить эти три направления вместе, пожалуй, достаточно сложно. Умение взглянуть на ситуацию сразу с двух сторон, двух точек зрения - это большое и весьма ценное умение, и мы надеемся, что курс «TRES FACIUNT COLLEGIUM» поможет в этом.

1.Введение

Рыночная экономика, в отличие от других экономических систем, должна быть построена на прочном научном, правовом, нравственном фундаменте. В обществе, где вопросы, что, как и для кого производить, стали самыми важными, а нравственность отошла на последний план, необходимы стабильные и одинаковые для всех правила игры, которые делают поведение людей предсказуемым. Важнейшими из этих правил - институтов - являются как раз правовые и нравственные нормы, изучение которых целесообразно проводить на литературном материале.

Поэтому интегрированный курс «TRES FACIUNT COLLEGIUM» в школе может выполнить важную мировоззренческую функцию, а также сформировать у учеников навыки, необходимые в реальной жизни.

Создание такого междисциплинарного курса не является простой задачей. Три области знания под названиями «экономика», «математика» и «литература» имеют глубокие различия. Экономисты, математики и филологи говорят на разных языках. Экономическая наука в основной своей части является позитивной: она описывает и объясняет то, что есть. Язык математики по преимуществу нормативен, а литературы – образен. Экономика, математика и литература имеют различную терминологию, причем одни и те же вещи в них часто называются по-разному. Это создает особые

трудности, которые мы стремимся преодолеть.

2.Особенности предлагаемого курса

Форма элективного курса особенно удобна для создания междисциплинарных пособий. Она позволяет школьнику рассматривать одно и то же явление то с экономической, то с математической, то с литературной точки зрения.

Структуру курса составляет перечень избранных материалов, связанных друг с другом общей темой. Выбор тем диктуется тем, что они должны быть важны для овладения экономической, математической и литературоведческой грамотностью и приобретения практических навыков, необходимых для существования в условиях рыночной экономики. В выборку входят только те темы, при рассмотрении которых есть что сказать и экономисту, и математику, и литератору. Соответственно, в ней отсутствуют «чисто экономические», «чисто математические» и «чисто литературоведческие» явления. При рассмотрении каждой темы школьнику доступны следующие массивы информации:

1.учебные тексты, описывающие сюжет с экономической точки зрения;

2.учебные тексты, описывающие сюжет с математической точки зрения;

3.учебные тексты, описывающие сюжет с литературоведческой точки зрения;

4.глоссарии экономических, математических и литературоведческих терминов;

5.библиотека справочной литературы;

6.галерея персоналий;

7.библиография;

8.аудиовизуальные материалы.

Предлагаемый курс адресован десятиклассникам, которые должны получить необходимые знания и навыки для жизни и работы в условиях рыночной экономики. Эта установка ограничивает использование специальной экономической, математической и литературоведческой терминологии необходимым минимумом. Особое внимание уделяется литературоведческим и математическим формам, в которые облекаются экономические понятия в реальной жизни. Это позволяет максимально приблизить полученные знания к практике, облегчает формирование основных навыков, необходимых в реальной жизни.

3.Способы использования курса

Данный курс предназначен не только для поддержки первого этапа образовательного процесса - передачи, трансляции знаний учителем через рассказ и демонстрацию, но и для выявления учащимися общих закономерностей в разных областях науки и использования полученных знаний на практике. Большую помощь в этом окажет компьютер и медиапроектор. Он позволит на каждом занятии реализовывать принцип наглядности в обучении, отойти от использования мела при изложении материала, увеличить доступность объяснения.

Цели курса:

1.Исследовать на наглядном уровне логическую связь между математикой, экономикой и литературоведением

2.Изучить выборочные вопросы экономики в литературоведении и математики.

3.Сформировать у учащихся навыки, необходимые в реальной жизни.

4.Активизировать познавательный интерес через исследовательскую, проектную и игровую формы обучения, создавая ситуацию успешности для ребят с разным типом восприятия.

5.Реализовать потребности учащихся в интеллектуальном, творческом и эмоциональном развитии через проектную деятельность.

6.Использование ИКТ, которое включает: работу в сети Интернет, использование программ PowerPoint, Word, Publisher, Paint, Photoshop, Excel, PageMaker.

Предлагаемая программа состоит из двух модулей, которые при этом могут представлять собой отдельные курсы. Ученик может выбрать для изучения один из модулей и по его завершении получить зачет, а может посетить оба модуля курса.

Содержание программы

Модуль 1

Математический анализ литературных произведений (9 часов)
Тема Кол – во часов Дата
Ученый совет 2
Опыт математического анализа художественного текста:

-Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»

-Теория «Множеств» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» и поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»



1



2

Алгебра поэтической гармонии (стиховедение и математика):

-Работы А. Н. Колмогорова по литературоведению и стихосложению

-Изучение русских дольников и стиха В. В. Маяковского математическими методами

-«И в глазках крошечных проглянет математическая сушь»



2



1



1

Так в первом модуле мы наглядно исследуем логическую связь между математикой, экономикой и литературоведением на основе текстов художественных произведений.

По результатам этого модуля планируется создание папки УМК, которая включает в себя следующие зачетные работы: сочинение – рассказ с использованием программ Word, Paint. Выполнение тестового задания, кроссвордов, построение диаграмм в Word, Excel. Проект - презентация «Опыт математического анализа художественного текста» в PowerPoint.

Модуль 2

Тема Кол – во часов Дата
Экономические категории – сюжетные линии литературных произведений (исследования на перекрестке наук: литература и экономика).

Условия договора в произведениях

-Гете, М. Е.

-Салтыкова-Щедрина

-Ильфа и Петрова

3
Исследования на перекрестке наук: математика и экономика(стиховедение и математика):

-Банковские расчеты. Простые и сложные проценты. Решение задач из ЕГЭ.

-Производительность труда. Решение задач из ЕГЭ

-Вычисление процентного содержания веществ в растворах. Решение задач из ЕГЭ на смеси.





2



1

1

Второй модуль изучает углубленные вопросы математики и литературоведения. Используя математический анализ и экономические категории, выявляем особенности литературного произведения, его актуальность в современном мире.

По результатам этого модуля планируется создание папки УМК, которая включает в себя следующие зачетные работы:

-Создание творческой работы с использованием средств Интернета и оформление ее в Publisher.

-Приобретение навыков работы с изображением в Photoshop; умение сохранять рисунок в разных форматах.

Методы и формы обучения

-междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

-технологии ТОГИС (Технология Образования Глобального Информационного Сообщества, автор-разработчик доктор педнаук, профессор АПКиПРО В.В. Гузеев);

метод проектов;

-игровые технологии.

Формы контроля

На наш взгляд, необходимо разрабатывать как формы промежуточного контроля (анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий (установление и изучение возможных отклонений для их предсказания и предотвращения); анкетирование; беседы с учащимся), так и формы итоговой зачетной работы.

Мы предлагаем накопительную систему зачетов, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются по отношению к проделанной работе. Причем первоначально оценить свою работу предлагается самому ученику по принципу разделения на три папки на рабочем столе компьютера, так как задания выполняются в компьютерном классе: работа выполнена формально, нормально, отлично (я старался).

На первом занятии детям предоставляется список предполагаемых зачетных работ, где указано, с помощью каких компьютерных программ они могут быть реализованы.

Каковы критерии успешности учащихся?

Ученик получает зачет при условии:

-выполнения не менее 2 обязательных работ в каждом модуле в выбранной им же форме;

Дополнительные поощрения в виде грамот за качественно выполненное задание, использование Интернет - технологий, инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами, что заносится отдельной строкой в зачетную книжку как основу портфеля достижений.

Здоровьесберегающие характеристики

При разработке курса мы учитывали и тот факт, что программа не должна создавать учебных перегрузок для школьников, поэтому домашние задания являются необязательными. В то же время, если у ребенка возникает желание продолжить работу - это большой показатель заинтересованности его данным видом деятельности.

Программа «TRES FACIUNT COLLEGIUM»

На каком содержательном материале построен курс?

Углубленные вопросы математики, история развития русской литературы, основы стихосложения, опираясь на материалы базового курса математики, экономики, литературоведения и информационных технологий.


Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?

В отличие от разрозненного изучения дисциплин в базовом курсе, устанавливается логическая связь между этими направлениями, формируется целостное представление о мире.

Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен курс?

Дополнительная литература по направлениям (список прилагается); Интернет – ресурсы; информационные технологии.

Какие виды деятельности учащихся возможно?

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

  • создание творческих работ по заданной теме;

  • анализ общих экономических категорий в математике и литературоведении;

  • составление таблиц по логической связи между математикой, экономикой, литературоведением;

  • оформительская деятельность;

  • создание проектов с использованием компьютерных презентаций;

  • анализ информации с помощью таблиц и диаграмм (математическая статистика);

  • подготовка сценариев;

  • ролевая игра;

  • отбор материала по предложенным источникам.


Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса?

Учащиеся могут выбрать:

  • модуль программы для изучения;

  • вид отчетных работ из предложенного перечня;

  • литературу, по которой они будут готовить собственные работы, и форму представления;


Каковы критерии успешности учащихся?

Ученик получает зачет при условии:

  • выполнения не менее 3 обязательных работ в выбранной им же форме;

Дополнительные поощрения в виде грамот за качественно выполненное задание, использование Интернет - технологий, инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами.


Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?

С помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ.


Какова форма итоговой отчетности

Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.

Самостоятельное оценивание своей работы по принципу разделения на три папки на рабочем столе компьютера: работа выполнена формально, нормально, отлично (я старался).

Создание сборника творческих работ учащихся

Ключевые компетенции

  • Овладеть современными методами работы с разными типами информации: поиск материалов в Интернете, работа с первоисточниками, сопоставление свидетельств из разных источников и т. д.

  • Умение поставить цель и выстроить алгоритм реализации этой цели

  • Умение работать в группе, развитие навыков межличностного общения, умение действовать в реальных условиях.

  • Применение полученных знаний в реальной жизни.

Литература

  • А. С. Пушкин «Борис Годунов»
  • Ф. М. Достоевский «Идиот»
  • Н. В. Гоголь «Мертвые души»
  • В. В. Маяковский. Лирика.
  • Гете «Фауст»
  • М. Е. Салтыков-Щедрин «За рубежом»
  • Ильф и Петров «Двенадцать стульев».
  • Михаил Гронас. Вступительная заметка «Новая экономическая критика». «НЛО» 2002, №58
  • Михаил Макеев «Договор с дьяволом в условиях становления капитализма в России» (Экономическое значение христианской символики у Салтыкова-Щедрина)
  • Кирилл Постоютенко. Распродажа «кабинета курьезов» (Образы экономической тотальности у Бальзака, Диккенса,Маркса и Честертона) НЛО 2002, № 58
  • Д.Дрисколл Человек без интереса: Экономика дарения в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» (Пер. с англ. М.Немцова под ред. М. Гронаса)
  • Мосс М. Очерк о даре // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / Пер. с фр.А.Б. Гофмана. М., 1996. С. 140—141
  • В. А. Успенский д.ф.-м.н., профессор, зав. каф. математической логики и теории алгоритмов мехмата МГУ «Предварение для читателей «Нового литературного обозрения» к семиотическим посланиям Андрея Николаевича Колмогорова (Новое литературное обозрение. № 24, 1997.)»