Изобразительные средства русского языка

1.     Что такое стилистическая окраска? Что такое нулевая стилистическая окраска?

2.     Как классифицируются слова русского языка по стилистическому признаку? Приведите собственные примеры книжных, разговорных и нейтральных слов.

 

Книжные

Разговорные

нейтральные

 

 

 

 

3.     Расскажите о разрядах (пластах) книжной лексики.

 

4.     В чем специфика и выразительность разговорных слов?

 

5.     Что такое синонимы? Как они появляются в языке? Каковы их функции в речи? Какие выразительные приемы основаны на использовании синонимов?

 

6.     Что такое антонимы? Каково их назначение в речи?

 

7.     В чем заключается природа словесной образности? Какие слова мы считаем образными?

 

8.     Перечислите изобразительно-выразительные средст­ва языка. Заполните таблицу.

 

 

Изобразительно- выразительные средства

 

пример

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.     В чем заключается сущность и назначение метафоры? Как классифицируются метафоры? Какие типы метафорических переносов вы знаете?

 

10. Определите сущность и назначение таких выразительных средств, как сравнение, эпитет.

 

11. Что такое тропы? Расскажите о таких тропах, как

 

метонимия

 

гипербола

 

литота

 

ирония

 

аллегория

 

 олицетворение

 

перифраза

 

 

 

12. Дайте определение стилистических фигур. Какие стилистические фигуры вы знаете? Расскажите об их назначении.

 

 

 


контрольные вопросы по стилям
русского языка.1. Какие функции свойственны языку? Какова их роль в жизни языка? Как они    действуют?

2. Что такое функциональные стили? Каковы основные внеязыковые признаки функционального  стиля?

3.Что представляет собой язык функциональных стилей? Каковы его особенности?

4.Какова роль в языке функционального стиля межстилевой лексики и грамматических средств?

5. Как различаются функциональные стили с точки зрения образности, эмоциональности,      индивидуальности речи?

6. Что такое норма функционального стиля?

7.   Расскажите о жанрах функционального стиля.

8. Дайте определение функционального стиля.

9. Охарактеризуйте роль функциональных стилей в  языке.

 

Разговорный стиль

 

 

1) Где находит употребление разговорный стиль языка? Какое место он занимает в системе функциональных стилей современного русского литературного языка?

 

2) Что входит в состав разговорного функционального стиля?


3) Как можно доказать тезис о системном характере разговорного стиля?

                                                                                
4) Каковы взаимоотношения между разговорным стилем и просторечием?

 

5) В чем сущность споров в науке по вопросу о разговорном стиле русского литературного языка?

 

6) Когда и как формировался разговорный стиль современ­ного русского литературного языка?

 

7)Что вы можете сказать о жанрово-ситуативных стилях литературной разговорной речи? Какие из них допускают употребление книжных средств, в том числе научных, производственно-технических, официально-деловых терминов?

 

 


 


Задание

Текстовые задания

 

. Один из современных исследователей стилистики русского языка утверждает, что в наше время происходит «переоценка ценностей», -вследствие чего массовая коммуникация обращается к... книжным сред­ствам без специальных стилистических нужд.

Выводы 'строятся на взятых из разговорной речи высказываниях, в том числе и на таких: «Я купила себе аналогичное бра», <Мы с мужем все выставки посещаем», «Как вы думаете, лыжный спорт оздоровляет?», «Она в качестве подкладки хочет поролон», «Его госпитализировали в городскую больницу».

Соответствуют ли эти высказывания нормам современной литера­турной речи? Дают ли подобные факты достаточное основание для выводов о «переоценке ценностей» применительно к стилистическим вкусам основной массы носителей современного русского литератур­ного языка?

 

задание Затранскрибируйте предложения:

а) в произношении, свойственном книжным стилям;    

б) в произношении, свойственном разговорному стилю.  

1) Он приедет к Новому году.                  

2) Когда приедет твой товарищ?              

3) Перепишите всех, кто сдал по шестьдесят копеек.

4) Может быть, ему не передали письмо?    

5) Опять он пришел со своими вопросами.

6) Пуговица стоит одиннадцать копеек.       

7) Мария Ивановна просила передать, что приедет после мая, когда закончатся экзамены.

8) Чего ты волнуешься? Когда дочитаешь книгу, тогда и вернешь.

9) Александр Александрович ведет занятия не в 56, а в 52-й аудитории.

      10) Перенесите, пожалуйста, вещи в другую комнату.

       11) Слушай, что тебе говорят; и не перебивай!

Примечание: Следует иметь в виду, что в составе разговорного стиля можно выделить несколько вариантов произношения, разли­чающихся между собой большей или меньшей степенью удален­ности от произношения, свойственного книжным стилям (при вы­полнении задания можно брать любой вариант).

 

задание Подберите среди разговорных конструкций синтаксические сино­нимы к следующим предложениям:

1) Отправляя письмо, не забудьте написать на конверте обратный адрес.

2) Поскольку Иванов опоздал, он не будет допущен к эк­заменам.

3 ) В случае если погода испортится, соревнования будут перенесены на другой день.

4} Несмотря на то, что некоторые члены бригады были в командировке, работа завершена в срок.

5) Алексеев — хороший шахматист, но, тем не менее, выиграть эту партию он не смог.

6) По окончании занятий вы должны явиться к директору школы

 

 

задание: Определите, какой прием использовали авторы для создания своих произведений? Для чего им это нужно?