Отличие книжной и разговорной речи

(для учащихся 5 классов).

Подготовили: Шовгеня И. Н.

Колмогоров И.

 

Задание: перечислите признаки, по которым автор противопоставляет разговорную и книжую речь ( представьте в виде таблицы). Покажите отношение к ним  двух разновидностей речи.

 

Признаки

Разговорная речь

Кижная речь

Где пользуемся языком?

 

 

Обдумываем ли заранее мысли?

 

 

Отбираем ли заранее языковой материал?

 

 

Как чувствуем себя в разговоре?

 

 

Какие слова употребляем?

 

 

Какие грамматические формы и построения используем?

 

 

Следим ли за правильностью произношения и ударения?

 

 

 

А теперь проверьте правильность заполнения таблицы.

 

 

Признаки

Разговорная речь

Книжная речь

Где пользуемся языком?

Дома, среди родных и знакомых

На уроке, на заседании кружка

Обдумываем ли заранее мысли?

Нет, заранее не обдумываем

Да, обдумываем мысли заранее

Отбираем ли заранее языковой материал?

Нет, языковой материал заранее не отбираем

Да, заранее отбираем языковой материал

Как чувствуем себя в разговоре?

Чувствуем себя непринужденно, свободно

Мы скованны, волнуемся, стараемся быть внимательными

Какие слова употребляем?

Кроме нейтральных, обиходно-бытовые, разговорные и просторечные слова

Только слова, известные из учебной и художественной литературы, т.е. книжные и нейтральные

Какие грамматические формы и построения используем?

Нередко нарушающие литературные нормы (правила), такие, как в устной речи

Правильные, такие, как в книжной речи литературного языка в его письменной форме

Следим ли за правильностью произношения и ударения?

За правильностью произношения и ударения следим, но нестрого и не всегда

Строго следим за правильностью произношения и ударения