Подпись: Выполили:
Шовгеня И. Н.
Черкашина И. К.

тестовые задания
 по стилистике
русского языка.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для 10-11 классов.
 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


Задание №1

В отрывке из рассказа М. Зощенко «Качество продукции» найдите разговорные, нейтральные и книжные слова. Какую роль играют эти слова в тексте рассказа?

Качество продукции
 


У моих знакомых, у Гусевых, немец из Берлина жил.

Комнату снимал. Почти два месяца прожил.

И не какой-нибудь там чухонец или другое нацио­нальное меньшинство, а настоящий германец из Берли­на. По-русски — ни в зуб ногой. С хозяевами изъяснял­ся руками и головой.

Одевался, конечно, этот немец ослепительно. Белье чистое. Штаны ровные. Ничего лишнего. Ну, прямо гравюра.

А когда уезжал этот немец, то много чего оставил хозяевам. Цельный ворох заграничного добра. Разные пузырьки, воротнички, коробочки. Кроме того, почти две пары кальсон. И свитер почти не рваный. А мело­чей разных и не счесть — и для мужского и для дамско­го обихода.

Все это в кучку было свалено в углу, у рукомойни­ка.

Хозяйка, мадам Гусева, дама честная, ничего про нее такого не скажешь, намекнула немчику перед самым отъездом, — дескать, битте-дритте, не впо­пыхах ли изволили заграничную продукцию оста­вить.

   Немчик головой лягнул, дескать, битте-дритте, по­жалуйста, заберите, об чем разговор, жалко, что ли.

Тут хозяева налегли на оставленную продук­цию. Сам Гусев даже подробный список вещам со­ставил. И уж, конечное дело, сразу свитер на себя напялил, кальсоны взял.

После две недели ходил с кальсонами в руках. Всем показывал, невозможно" как гордился и хвалил немец­кое качество.

 

Задание №2.

 

В предложении -Мы узнали новость - все три слова стилисти­чески нейтральны. Ниже дается семь вариантов этого предложения (пример Ю. М. Скребнева), в каждом из которых есть определение к слову новость. Охарактеризуйте стилис­тическую окраску этого слова и подумайте, как оно влияет на предложение в целом.

1) Мы узнали божественную новость.

2) Мы узнали вышеозначенную новость.

3) Мы узнали громоподобную новость.

4) Мы узнали обнадеживающую новость.

5) Мы узнали приятную новость.

6) Мы узнали неплохую новость.

7) Мы узнали мировую новость.

 

Задание № 3

 

Определите оттенки значений каждого слова в приведенных ниже рядах синонимов.

 

1.    Вылинявший, выцветший, выгоревший, поблекший.

2.    Мокрый, влажный, сырой, волглый.

3.    Врач, доктор, лекарь, эскулап.

Задание №4.

 

Проведите стилистический эксперимент: в отрывке из расска­за М. Зощенко «Слабая тара» замените разговорные и просто­речные слова и выражения нейтральными эквивалентами. Как в результате изменился стиль отрывка? Какова роль разговорных и просторечных слов в рассказе?

 

слабая тара
 

 


Нынче  взяток  не  берут . Это  раньше  шагу  нельзя  было  шагнуть  без  того, чтобы  не  дать  или  не  взять. А   нынче   характер  у  людей  сильно  изменился  к  лучшему.   Взяток , действительно,  не  берут.

Давеча  мы  отправляли  с  товарной  станции  груз.

У  нас  тетка  от  гриппа  померла  и  в  духовном  завещании  велела  отправить  ейные  там  простыни  и  прочие  мещанские  вещицы  в  провинцию, к  родственникам  со  стороны  жены .

Вот  стоим  мы  на  вокзале  и  видим  такую  картину, в  духе  Рафаэля.

Будка для  приема  груза. Очередь, конечно. Десятичные  метрические  весы.Весовщик  за  ними.

Весовщик , такой  в  высшей  степени  благородный  служащий,быстро  говорит  цифры,записывает,прикладывает  гирьки,клеит  ярлыки  и  дает  разъяснения.

Только  и  слышен  его  симпатичный  голос :

-         Сорок . Сто  двадцать. Пятьдесят. Сымайте. Берите. Отойдите…Не станови сюда, балда, станови на эту сторону.

Такая приятная картина труда и быстрых темпов.

 

 

Задание №5.

Определите, какова смысловая и стилистическая роль кратких прилагательных, употребленных в данных отрывках. Дополните данные примеры отрывками из художественных произведений.

1) Ты богат, я очень беден…

Ты румян, как маков цвет

Я, как смерть, и тощ и бледен.

                                (А.Пушкин)

 

2) Как взор его был быстр и нежен, стыдлив и дерзок, а порой блистал послушною слезой.

                               (А.Пушкин)

 

3)Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко.

                                                                                          (Л.Толстой)