Подготовили: Шовгеня И.Н.

                           Черкашина И.К.

 

Тест: «Изобразительно-выразительные  средства языка» 11 класс

 
 


 

 


ЗАДАНИЕ: Установите стиль текста:

 

Осень освобождала крестьянина от земледельческих работ, награждая за труды временным отдыхом. Щедрая, богатая, она украшала землю золотым нарядом. Наступала пора веселых свадеб. Чтобы проверить сметливость, наблюдательность, ум жениха и невесты, очень часто прибегали к излюбленному в народе приему – загадыванию загадок. (Г. Науменко)

1. Публицистический

2. Научный

3. Художественный

4. Деловой

 

 

ЗАДАНИЕ: С какой целью использовал В. Хлебников однокоренные слова в этом тексте? Установите способы образования различных слов, включающих в себя корневую морфему  –смей-/-смех-.

 

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами,

Что смеятельствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеятельно!

О, рассмешищ надсмеятельных –

Смех усмейных смехачей!

1. Экспрессивное изобразительно – выразительное средство.

2. Средство сатиры

3. Средство пародии

 

 

ЗАДАНИЕ: Имеет ли отрицательную окраску выделенное слово?

 

-Вера, мы, дворянское отродье, не умеем просто любить. (И. Бунин.)

      1. Имеет

      2. Не имеет

 

 

 

ЗАДАНИЕ: Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно – выразительного средства? Разберите простые предложения по членам предложения.

 

Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,

Каждому – свое.

 

Женщине – лукавить,

Царю – править,

Мне – славить

Имя твое. (Н. Цветаева)

1. Односоставное неполное предложение

2. Двусоставное неполное предложение

3. Простое полное предложение

 

 

ЗАДАНИЕ: Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?

-         На дне она, где ил

И водоросли…Спать в них

Ушла, - но сна и там нет!

 

 

 

ЗАДАНИЕ: Установите тип текста.


    Грибы любят песчаные почвы, сосняки, но встречаются и в ельниках и в смешанных лесах. Не все умеют отличать сморчки от строчков.
    Сморчки имеют полную симметрию с несколько пирамидальной шляпкой – у конического и округлой – у обыкновенного.
    Строчок же представляет собой какую-то бесформенную мозговидную шляпку со всевозможными извилинами и шишковидными выпуклостями. (Ю. Новиков)

1. Повествование
2. Описание
3. Рассуждение

 

ЗАДАНИЕ: Установите характер текста.

 

    И это он, человек, всегда во все дни трагедий, страданий, мук – упрямо верующий в победу новых добрых начал над старыми и злыми, это он, непобедимый ничем, соединил нас здесь для дружеской человеческой беседы.
    Пойдем же к человеку, который и грязно, и много грешен, но – искупает грязь и грех величайшими, невыносимыми страданиями.
    Можем ли мы создать атмосферу, в которой человеку дышалось бы легче?
    И можем и должны. (М. Горький.)

1. Эмоционально окрашенный

2. Экспрессивно окрашенный

 

 

ЗАДАНИЕ: Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл названия текста?

 

Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение.

Да, все чувства… исключая одного: благодарности.

Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги… но любовь – не деньги. (И. Тургеньев.)
1. «От ненависти до любви – один шаг».

2. «Любовь – не деньги».

3. «Благодарность – не любовь».

 

ЗАДАНИЕ: Какой троп используется чаще других?

 

По темному небу, покрытому тучами, точно наперегонки, бежали отдельные белесовато-серые облака. Пора подумать о возвращении на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зарослей, я остановился, чтобы последний раз посмотреть на озерцо. Точно разъяренный зверь на привязи, оно металось в своих берегах. Сильный ветер гнал воду к устью речонки, вследствие чего она вышла из берегов и понемногу стала затоплять равнину. Мы двинулись в сторону, но протока неожиданно стала заворачивать и ушла куда-то влево. Мы решили разойтись в поисках пути. ( По В. Арсеньеву)

1. Олицетворение

2. Сравнение

3. Метафора

 

ЗАДАНИЕ: Какую функцию выполняют в тексте эпитеты небо чистое, горячим светом, в свежем ветерке?

Я лег спать еще до ужина. Сегодня проснулся рано. Отдернул занавески, раскрыл окно. Небо чистое и синее, солнце горячим светом заливает ещё мокрый от дождя сад, на липах распустились первые цветки, и в свежем ветерке еще слабо чувствуется их запах; все кругом весело поет и чирикает… На душе ни следа вчерашнего. Грудь глубоко дышит, хочется напряжения, мускульной работы, чувствуешь себя бодрым и крепким. (В. Вересаев.)

1. Изобразительно – выразительная функция.

2. Оценочная функция

3. Определения не являются эпитетами

 

ЗАДАНИЕ: Найдите поговорку в данном тексте.

- Ну, нет, старуха надвое сказала. Купецкой сын-то женился честь – честью. А у тебя, я знаю, во дворе – то все краденые девки да молодки: и я в таких же буду. (А. Островский.)

1. Старуха надвое сказала

2. Честь – честью

3. Краденые девки

 

ЗАДАНИЕ: В значении какой части речи употреблены слова нет и есть в пословицах?

Не от нету люди толстеют; Есть лучше нета; Есть – небитый враг, а нет – заклятОй ворог.

1. Глагол

2. Существительное