Упражнения по лексическим средствам образности

(для учащихся 10- 11 классов).

 
Подпись: Подготовили: Шовгеня И. Н.
Черкашина И. К.

     

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание: придумайте и запишите     предложения, используя слова и словосочетания:

« плыть под облаками», « тень сомнения», «шляпа», « Зеленые береты», « постой», « заставить».

 

Задание: придумайте  предложения с сочетаниями слов:


«автор стихотворных, поэтических произведени хороший

Задание: определите стилистическую роль омонимов и антонимов, запишите свои выводы.


Шьет иглой портниха в строчку,

Взял коньки точильщик в точку.

Я заканчиваю строчку,

Ставлю маленькую точку.

Я. Козловский.

 

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер-

На всем божьем свете!

 

А. Блок


 

Задание:  придумайте предложение со следующими словами.

 

Ab incunabulis ( лат. аб инкунабулис) – с колыбели.

Aurea mediocritas (лат. аурэа мэдиокритас) -  «золотая середина». 

Bel esprit ( франц. Бэль эспри) – остроумный человек.

Nascuntur poetae, fiunt oratores (лат. наскунтур поэтэ, фиунт ораторэс) – поэтами рождаются, ораторами делаются.

 


Задание:Охарактеризуйте выделеное слово с точки зрения его исторического изменения. Используя “ Словарь живого великорусского языка” В. И. Даля, устаовите значение слова ссечка.

Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, еще не успевшие вытянуться выше аршина, окружали своими токими, гладкими стебельками почерневшие, низкие  пни…( И. Тургенев).

1.     Архаизм.

2.     Историзм.

3.     Неологизм.

 

Задание: в вышеприведенном тексте замените слово ссечка другим словом. Какое слово более близким по смыслу?

1.     Дорожки.

2.     Просеки.

3.     Вырубки.

 

Задание: к какому пласту лексики относится слово водь.

Слишком я любил а этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!(С. Есенин).

1.     Диалектизм.

2.     Авторский неологизм.