Муниципальное образовательное учреждение лицей №102

 

 

 

Формирование здорового образа жизни в процессе физического воспитания школьников

  

 

Автор-составитель,

руководитель работ Косова О. А.

 

 

Сборник тезисов реферативных работ старшеклассников

 

 

В сборник включены материалы исследовательских данных, полученных преподавателем и старшеклассниками в течение последних лет. Рассматриваются вопросы охраны здоровья школьников в режиме учебного дня. Сборник представляет определённый теоретический и практический интерес для учащихся, родителей и учителей.

 

 

Cодержание

Коркунов А., Клецова О.

О физическом благополучии школьников

(секция «Прикладная экология», 1999г., II место)

Коркунов А., Натыканная Ю.

Вредные привычки. Их пагубность и преодоление.

(секция «Физиология человека», 2000г., лауреат)

Коркунов А.

Значение физической культуры и спорта в повышении активной позиции учащихся МОУ лицей №102.

(секция «ОБЖ», 2001г., I место; в крае – секция «Физиология человека», 2001г, V место)

Зернов С.

Правильная осанка – залог успеха, здоровья и красоты.

(секция «Физиология человека», 2000г., лауреат)

Зернов С.

Характеристика состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности выпускников лицея №102.

(секция «Прикладная экология», 2002г., II место)

Натыканная Ю.

Предупреждая плоскостопие.

(секция «ОБЖ», 2001г., III место)

Тропина Ю.

Адаптация организма девочек 10 – 12 лет к дополнительным физическим нагрузкам.

(секция «ОБЖ», 2001., II место)

Тропина Ю.

Влияние дополнительных занятий физическими упражнениями на развитие общей работоспособности девочек 11 –13 лет.

(секция «Прикладная экология», 2002г., III место)

Ляшина А.

Контроль развития и состояния свода стопы.

(секция «Физиология человека», 2003г.)

 

Коркунов Александр, Клецова Олеся (1999 г.)

О физическом благополучии школьников

 

Основой физического благополучия школьников в режиме учебного дня является организация режима труда и отдыха учащихся, которые обеспечивали бы высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий.

Это соблюдение двигательного режима школьниками, оптимальные условия воздушной среды и светового режима, оптимальная нагрузка и объём домашних заданий, систематическая физкультурно-оздоровительная и внеклассная работа, а также воспитание у учащихся потребностей к здоровому образу жизни.

Предметом исследования и анализа стали условия и факторы, влияющие на уровень здоровья учащихся в режиме учебного дня. Учащиеся наблюдали за исполнением двигательного режима в школе, изучали документацию школьного врача, сделали анализ соблюдения требований санитарно-гигиенических норм и требований, анкетировали учащихся и их родителей, проводили хронометраж выполнения домашних заданий школьниками.. Ребята составили множество таблиц и графиков, которые помогут педколлективу при выработке мер по регулированию процессов поддержания системы управления школой на заданном уровне или переводу её на более высокий.. В реферате отражены результаты проделанной работы, раскрыты основные моменты школьной жизни, которые при их правильной организации должны способствовать сохранению и поддержанию здоровья учащихся, а так же призванные способствовать формированию сознательного, бережного отношения каждого школьника к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Основные направления по внедрению физической культуры в образ жизни школьников:

Оптимизация процессов физвоспитания в школе и вне школы.

Воспитание у детей привычек и потребностей в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Критерии оценки деятельности по показателям состояния здоровья учащихся.

Формирования осознания престижности здоровья.

Просветительная работа в области физкультуры среди педагогической и родительской общественностью.

 

Программа здоровья

 

Соблюдение двигательного режима в школе (радиофицированная утренняя разминка; физпаузы на каждом уроке в начальной школе; физминутка на третьем – четвёртом уроке не 25 минуте в среднем и старшем звене; активные движения на переменах – подвижные игры, игры-поединки и т. д. – в спортзалах; пешие прогулки в школу и из школы; занятия в спортсекциях или группах ОФП; участие во внеурочных спортмероприятиях.) через обозначенные физкультурно–оздоровительные мероприятия в течение школьного дня.

Внедрение активных форм, средств обучения в процессе физвоспитания, организация разумного досуга.

Организация и проведение дней здоровья не только для учащихся, но и для педколлектива (Здоровый учитель – здоровый ученик.).

Организация и проведение мероприятий в рамках организации городской программы «Олимпийское детство и юность города».

Валеологический всеобуч для всех (родительские собрания в спортзале, радиопередачи, акции, конкурсы рисунков и плакатов, подготовка рефератов, беседы и консультации).

Организация спортсекций, кружков, групп ОФП и здоровья с привлечением родителей.

Расширение и укрепление материальной базы.

Внедрение оздоровительных технологий (профилактика утомления зрения, плоскостопия, нарушения осанки, гимнастика для снятия мышечного напряжения и утомления, для профилактики простудных заболеваний, для снятия нервного напряжения).

 

 

Программа здоровья для семьи

 

Иметь дома простейший мелкий спортинвентарь для самостоятельных занятий.

Способствовать выполнению утренней гимнастики (для ленивых не вставая с постели), закаливающих процедур (ходьбы босиком, полоскание горла прохладной водой, обливания и обтирания, не кутаться и т. д.).

Ежедневные пешие прогулки, игры и забавы на воздухе.

Записать ребёнка в секцию одного из видов спорта.

Обучить детей плаванию.

Каждому члену семьи стремиться к соблюдению режима дня.

Способствовать выполнению домашних заданий по физкультуре.

Знакомить родителей с результатами тестирования учащихся.

Участвовать семьёй в соревнованиях и различных спортмероприятиях.

Читать всей семьёй популярную литературу о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни формируется и в семье и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня и питание, двигательная активность и закаливание, нервные нагрузки и психологический климат дома, в школе, в классе, взаимоотношение родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы развлечений, досуга.

 

 

Библиографический список

- Третьяков П. И. Управление школой по результатам.

- Попов С. В. Валеология в школе и дома. 1997 г.

- Худолеева О. В. Главная забота школы.

- Физкультура в школе №5, 1997 г.

- Перегрузка школьников. Учительская газета №41, 1998 г.

 

 

Коркунов Александр, Натыканая Юлия (2000 г.)

 

Вредные привычки
Их пагубность и преодоление

Цель работы: выявить число учащихся, употребляющих табачные изделия (в зависимости от пола и возраста) и проанализировать уровень употребления учащимися города наркотических веществ.

 

Задачи исследования:

Определить уровень распространения табакокурения, употребления алкоголя, наркотических препаратов среди учащихся школы, города, принадлежащим к различным группам (по возрасту, полу).

Осветить пагубность их влияния на детский организм.

Проанализировать мотивы их употребления.

Подготовить предложения по преодолению вредных привычек.

 

Объект исследования: разновозрастный и разнополовый контингент учащихся школы, города.

 

Методы исследования: наблюдения, собеседования с медработниками школы, с учащимися, с учителями; анкетирование учащихся по теме «Можно ли считать ваш образ жизни здоровым?»; анализирование обширной литературы по данной теме, а также материалов школьного педсовета по теме «Формирование здорового образа жизни -_основа предупреждения негативных проявлений в среде школьников»; отчёт отдела общественных связей.. г. Железногорска.

По полу выборка составила:

149 мальчиков, 151 девочка

По возрасту:

До 13 лет – 70 чел.

До 15 лет – 117 чел.

До 17 лет – 113 чел.

 

Тезисы

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от коварных разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.

Девять из десяти учащихся достаточно « близко знакомы» с сигаретами. Количество курящих учащихся в возрасте до 16 лет практически такое же, как и среди более старших категорий учащихся (около 50%). Настораживает и факт резкого увеличения курящих девушек (с 32% в 1996 г. до 48% в 1999 г.) Ещё от четверти до трети, по-видимому, курят время от времени.

Содержащийся в табаке никотин очень ядовит. Коварство курения в том, что со временем организм привыкает к никотину. Но вредное действие его на организм не пропадает, а, наоборот, усиливается. Курение снижает работоспособность, память, внимание, так как никотин нарушает работу центральной нервной системы.

Мало того, что курильщики наносят себе вред, табачный дым опасен и для окружающих. Ведь в воздух попадает 50% продуктов сгорания табака и лишь 25% - в легкие самого курящего.

Каждый взрослый должен принимать меры к тому, чтобы к курению не приобщались дети, девушки. Для этого у них следует выработать отрицательное отношение к курению и курящим.

Ещё больший вред организму и окружающим приносит алкоголь. Алкоголизм поражает от 1% до 10% населения и занимает третье место среди причин смертности.

Наркотики не только безвозвратно разрушают здоровье, но и ведут к полной деградации личности. Порабощение «белой смертью» ужасно потому, что, в отличие от курения и алкоголизма, преодолеть наркотическую зависимость усилием воли практически невозможно.

В последние годы у наркомании появилась «младшая сестра» - токсикомания. Арсенал классических наркотических средств пополнился снотворными препаратами, фармакологическими изделиями, средствами бытовой химии.

Формирование здорового образа жизни, воспитание потребностей и правильной организации досуга, всемерное развитие своего физического и духовного потенциала, профилактика правонарушений, взаимодействие с семьёй – основные направления работы по профилактике негативных проявлений в среде школьников.

 

 

 

 

Библиографический список

 

Буянов М. И. Размышления о наркомании. М. 1990 г.

Караева Т., Савочкин Д. Отчёт о комплексном социологическом исследовании по теме: «Отношение учащейся молодёжи к употреблению наркотических веществ». Ж. 1990 г.

Лях В. И., Любомирский Г. Б. Физическая культура 10 –11 класс. М. 1998 г.

Макеева А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М. 1999 г.

Новиков Ю. В. Несовместимо со спортом. М. Знание, 1983 №2 (О вреде курения и употребления алкогольных напитков).

Попов С. В. Валеология в школе и дома. С. П. «Союз», 1997 г.

Смирнов В. Наркомания: знак беды (О профилактике и клинике наркоиании). М. Знание, 1998 г.

Савельева Г. Наркомания – бич цивилизации. Народное образование, !999 №6

 

 

Коркунов Александр (2001 г.)

 

Значение физической культуры и спорта
в повышении активной жизненной позиции учащихся общеобразовательной школы

 

Цель работы: выявить интерес учащихся школы, города к занятиям различными видами спорта, проанализировать влияние занятий различными видами спорта на успеваемость, участие в художественной самодеятельности и общественной работе, т. е. Какова активность жизненной позиции.

 

Задачи:

анализ отчётов школьных коллективов физкультуры ОУ ЗАТО г Железногорск;

изучение посещаемости уроков физкультуры и секционных занятий в школе;

выявление интереса учащихся к различным видам спорта.

 

Объект исследования:

разновозрастный и разнополовый контингент учащихся школы, города;

система дополнительного образования спортивной направленности в школе.

 

Методы исследования:

наблюдения, собеседования с тренерами ДЮСШ и учителями физкультуры в школе;

анкетирование учащихся школ города по теме «Можно ли считать ваш образ жизни здоровым?»;

опрос классных руководителей школы на предмет успеваемости и участия в школьной жизни учащихся – спортсменов.

 

Тезисы

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели обеспечивается решением задач:

содействие нормальному физическому развитию, выработке умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам;

формирование представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физподготовленности;

расширение двигательного опыта посредством овладения действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

развитие кондиционных и координационных способностей;

формирование знаний о закономерностях двигательной активности, значение занятий физкультурой и спортом для будущей трудовой деятельности, выполнение функций отцовства и материнства, подготовке к службе в армии;

формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания.

Физические и психические качества и способности можно и нужно развивать и совершенствовать с помощью занятий физкультурой и спортом, что в свою очередь способствует повышению активной жизненной позиции.

Вопросам физического воспитания в городе уделяется большое внимание.

В пяти школах города количество уроков физкультуры увеличено до трёх в неделю.

В каждой школе организована работа кружков и секций по различным видам спорта.

Более 50% уроков физкультуры проводятся на свежем воздухе.

В каждой школе в течение учебного года проводится не менее 30 мероприятий (разной формы) физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой направленности.

Физкультурно- спортивная активность учащихся находится в прямой зависимости от состояния физического воспитания в школе.

На сегодняшний день в школе работает восемь секций по различным видам спорта с привлечением тренеров ДЮСШ; шесть групп ОФП под руководством родителей; проводится 40 мероприятий в год для учащихся, раз в четверть день здоровья, совместные мероприятия с родителями.

Роль занятий различными видами спорта в повышении активной жизненной позиции неоднозначна. Наивысшая успеваемость у легкоатлетов, гимнастов, пловцов и игровиков. В общественной работе опять же впереди легкоатлеты, далее гимнасты, пловцы. В художественной самодеятельности наиболее активны гимнасты и легкоатлеты.

Наиболее значимы в повышении активной жизненной позиции занятия массовыми видами спорта: лёгкой атлетикой, плаванием, различными видами гимнастики и спортигр.

На сегодняшний день учащиеся лицея №102 отдают предпочтение занятиям в секциях плавания (14%), лёгкой атлетики (7%), спортиграми (14%), причём эти цифры по сравнению с пршлым годом возросли.

 

 

 

Библиографический список

Отчёты школьных коллективов физкультуры 17 школ города за 1999 г.

Анкеты учащихся девяти школ по теме «Здоровье и здоровый образ жизни».

Документация МО учителей физкультуры МОУ лицей №102.

Материалы школьных педсоветов по темам «Социальный заказ в системе дополнительного образования», «Здоровье и здоровый образ жизни».

 

 

Зернов Степан (2000 г.)

 

Правильная осанка – залог успеха,
здоровья и красоты

 

Цель работы: выявить и проанализировать причины нарушения осанки, составить небольшое руководство по профилактике и коррекции нарушения осанки.

 

Задачи:

Осветить вопрос «для чего нужна правильная осанка».

Проанализировать причины, вызывающие нарушения осанки.

Раскрыть способы контроля за осанкой.

Дать рекомендации, как добиться правильной осанки.

Наметить пути устранения причин, способствующих костно-мышечным заболеваниям.

 

Объект исследования: система учебно-воспитательного процесса, учащиеся школы.

 

Методы исследования: собеседования с медработниками школы, с учителями о соблюдении режимных моментов учебного дня; наблюдения за позами ребят на уроках: как сидят, как стоят; взвешивание ноши (ученических сумок) учеников 1-4 классов, отслеживание способов её переноски.

 

Тезисы

 

 

«Подвижный, быстрый человек

Гордиться стройным станом,

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам.»

 

Осанка – это привычная, непринуждённая поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть красивой и некрасивой, правильной и неправильной.

именно в школьном возрасте у детей проявляются нежелательные разнообразные нарушения осанки. На сегодняшний день каждый пятый учащийся школы имеет либо сколиотическую осанку, либо сколиоз.

Одна из главных причин плохой осанки – слабая мускулатура тела, как следствие пренебрежения социально- гигиеническими правилами: пассивный образ жизни, низкая двигательная активность, незакалённость, привычка к неправильным позам.

Для контроля за развитием опорно-двигательного аппарата врач школы, организуя медицинский осмотр школьников, привлекает врача ортопеда.в домашних условиях родители могут осуществлять контроль за осанкой визуально, осматривая ребёнка обнажённым, или же с помощью сантиметровой ленты рассчитать индекс, характеризующий состояние осанки.

Нарушение осанки легче предупредить. Всё внимание на позы ребёнка: как сидит, как стоит, как ходит.

Чтобы каждый имел правильную осанку, надо укреплять мышцы тела («мышечный корсет») и совершенствовать навык правильной осанки. «Лучше иметь спортивную фигуру, чем спортивное лицо».

Соблюдение режима дня, выполнение упражнений утренней гимнастики, проведение физпауз во время самоподготовки, самостоятельные занятия физкультурой и спортом, закаливание организма, правильно подобранная мебель (хотя бы дома), контроль за физическим развитием ребёнка, профилактические медосмотры – все эти условия способствуют сохранению и поддержанию здоровья учащихся, их успешности в учёбе, делах, спорте.

 

 

Библиографический список

 

Белякова Н. Т. Формирование правильной осанки. Физкультура в школе, 1994г. №4

Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. М. Просвещение, 1986г.

Копылов Ю. А. Беречь осанку смолоду. Физкультура в школеб 1994г. №2

Мейксон Г. Б., Любомирский Л. Е. Пробное учебное пособие для учащихся 5-7 классов средней одиннадцати летней школы. Просвещение, 1988 г.

Рипа М. Д., Велитченко В. К., Волкова С. С. Занятия физкультурой и спортом со школьниками, отнесёнными к социальной медицинской группе М. Просвещение, 1998 г.

Теленчи В. И. Гигиенические основы воспитания детей. М. Просвещение, 1987 г.

Толпегин А. Удобно – значит и правильно? Физкультура и спорт, 1998г. №11-12

 

 

Зернов Степан (2002 г.)

 

Характеристика состояния здоровья, физического развития выпускников лицея

(с точки зрения родителей и не только)

 

Цель работы: охарактеризовать состояние здоровья и физического развития выпускников лицея в динамике (за весь период обучения в школе), изучить мнение родителей по этому вопросу.

 

Задачи:

сделать анализ состояния здоровья выпускников;

проследить уровень их физического развития и физподготовленности;

изучить мнение родителей о состоянии здоровья их детей – выпускников;

сопоставить обе точки зрения по этому вопросу;

наметить пути решения вопросов, связанных с охраной здоровья школьников в режиме учебного дня.

 

Объект исследования:

Учащиеся (95 чел.) 11 А,Б,В,Г классов, а также их родители (свыше 100 чел.)

 

Методы исследования:

анализ медкарт учащихся, интервьюирование и анкетирование

родителей по теме: «Здоровье моё и моих детей», изучение, систематизация и обобщение собранного материала, оформление аттестатов здоровья на каждого выпускника.

Тезисы

Проблема охраны здоровья школьников – проблема комплексная, и сводить все её аспекты только к школе неправильно. Но в то же время анализ структур заболеваемости у подростков убедительно показывает, что по мере обучения в школе растёт частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, нарушения осанки, снижение зрения, нервно-психические расстройства.

В результате анкетирования: более 50% опрошенных родителей считают, что у их детей нарушилась осанка, 18% отмечают ухудшение зрения, а 20% - и то и другое. И это действительно так: 42 % одиннадцатиклассников с патологией зрения, 40% с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиотическая осанка, сколиоз, плоскостопие и др.)

По статистике тенденция ухудшения состояния здоровья наблюдается при переходе из класса в класс. Наш анализ показывает: при поступлении в школу в 1992 г. среди нынешних выпускников практически здоровых было 68% учащихся, при переходе в 5 класс в 1995 г. – 78%, а сегодня здоровых 74%. С отклонениями в состоянии здоровья в 1992 г. было 24%, в 1885 г.- 13%, в 2002 г. –17%.

Уровень физподготовленности показывает количество учащихся, имеющих тот или иной уровень развития физических качеств.

Год Высокий Средний Низкий
1992 9% 74% 17%
1995 14% 70% 16%
2002 27% 56% 17%

 

 

Динамика стабильна и даже положительна, ведь с высоким уровнем физподготовленности учащихся стало больше, скорее всего за счёт применения на уроках физкультуры оздоровительных технологий, вовлечения учащихся в спортивно-массовые мероприятия и привлечения их к дополнительным занятиям физкультурой и спортом в кружках, секциях, группы ОФП, а так же работы учителя по показателям здоровья, а не по нормативам.

Вопросы охраны здоровья школьников могут успешно решаться, когда работа ведётся по двум направлениям:

создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома; рациональная организация труда и отдыха школьников и воспитание у них сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.

В перспективе: организация физкультурно-оздоровительных классов в начальной школе, увеличение количества уроков физкультуры за счёт слияния классов в старшем звене, менять приоритеты школьного расписания с учётом работоспособности учеников, организовывать мероприятия по профилактике и коррекции здоровья учащихся, решать проблему учебной перегрузки и многое другое.

 

 

 

Натыканая Юлия (2001 г.)

 

Предупреждая плоскостопие

Цель работы: провести исследования по выявлению нарушения свода стопы у школьников, предложить программу профилактических мер по предупреждению плоскостопия.

Задачи исследования:

Выявить уровень учащихся (1-х и 5-х классов) с нарушенным сводом стопы.

Показать влияние этого недостатка на детский организм.

Анализ и обработка полученных данных.

Составить комплексы упражнений по предупреждению плоскостопия.

 

Методы исследования: плантография учащихся (163 уч.) и её обработка, анализ литературы по данной проблеме.

 

Тезисы

Плантограмма – простой, доступный, дешёвый метод определения формы стопы. Смазать стопы марганцовкой или зелёнкой, встать на лист бумаги.

Нормальная стопа – след имеет форму боба: своды стоп приподняты и при движении выполняют рессорную функцию. Если отпечаталась вся стопа, то следует заподозрить начинающееся или имеющееся плоскостопие.

Причины возникновения весьма разнообразны. Это избыточный вес тела, нерациональная обувь, неправильная постановка стопы при ходьбе. Но главное – слабость мышечного и связочного аппарата стопы.

Плоскостопие влияет на весь организм в целом. Уплощение стопы изменяет положение таза и позвоночного столба, что может приводить к дефектам осанки.

Для предупреждения развития плоскостопия, надо соблюдать профилактические меры:

1). Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука – 3-4 см.

2). Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени.

3). Регулярное выполнение упражнений, поддерживающих и развивающих рессорные способности стопы.

В условиях школьных уроков физкультуры нужно решать задачи не только совершенствования двигательной сферы, развития личности, раскрытия талантов, но и устранению недостатков в здоровье, тем более что в более зрелом возрасте порой не удаётся.

 

Тропина Юлия (2001г.)

 

Адаптация организма девочек 10-12 лет
к дополнительным физическим нагрузкам

 

Цель работы: показать и доказать, что у школьниц 10-12 лет, имеющих повышенную двигательную активность за счёт включения в режим дня дополнительных занятий игрой в волейбол, по сравнению с их сверстницами с обычным двигательным режимом, происходит улучшение в состоянии здоровья, т. е. в одних и тех же возрастных коллективах в зависимости от воздействующих на ребёнка факторов меняется реактивность организма, улучшаются показатели здоровья.

 

Задачи:

изучить динамику некоторых показателей организма девочек школьного возраста, имеющих различный двигательный режим:

а) выявить состояние здоровья испытуемых за 2 года;

б) определить их текущую заболеваемость за 2 года;

в) определить уровень их физподготовленности и тре-

норованности.

изучить влияние дополнительных занятий игрой в волейбол на состояние здоровья школьниц 10-12 лет, занимающихся в школьной секции во внеурочное время.

 

Методы исследования: контрольное тестирование, проведение шестиминутной функциональной пробы с каждой группой школьниц, анализ медкарт испытуемых.

Тезисы

Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет это в процессе взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Важнейшими показателями, отражающими адаптацию организма школьников к различным физическим нагрузкам, является изменения состояния их здоровья и характер заболеваемости как в течение учебного года, так и на протяжении нескольких лет обучения.

Девочки, которые занимаются спортом более, чем 2 раза в неделю на уроках физкультуры, или, в большинстве случаев, здоровы, или имеют незначительные патологии, связанные, например, со зрением, что в наше время встречается довольно часто.

Девочки, которые занимаются дополнительно в спортсекциях, болели реже, чем те, которые посещают только уроки физкультуры. Некоторые не болели вообще.

Уровень – хорошо тренированные имеют девочки, которые занимаются на уроках физкультуры и три раза в неделю в школьной волейбольной секции, они и в физическом смысле развиваются активнее своих сверстниц. Девочки из контрольной группы в основном имеют уровень –плохо тренированные.

 

 

Тропина Юлия (2002 г.)

(продолжение предыдущей темы)

 

Влияние дополнительных занятий физическими упражнениями на некоторые показатели сердечно-сосудистой системы
и на развитие общей работоспособности девочек 11-13 лет

 

Цель работы: изучение эффективности влияния дополнительных занятий физкультурой и спортом на состояние здоровья, текущую заболеваемость, уровень физподготовленности и работоспособность сердечно-сосудистой системы школьниц, занимающихся в различных спортсекциях.

 

Метод исследования: проведение пробы Руффье с каждой группой (из трёх) испытуемых.

Тезисы

Физические упражнения не только поддерживают необходимый жизненный уровень организма, но и в значительной мере совершенствуют все его функции.

У тренированных людей сердце приспосабливается к очень большой нагрузке. Даже в состоянии покоя сердце спортсмена проталкивает в аорту 80-100 г. крови. Частота пульса у тренированных колеблется между 50 и 60 ударами в минуту, что говорит об экономичной работе сердца. Под влиянием физических упражнений сердечная мышца увеличивается в объёме и делается более сильной.

Функциональная проба Руффье сердечно-сосудистой системы, является одним из способов определения уровня тренированности. Она помогает выявить приспособляемость организма к физическим нагрузкам.

Регулярные, правильно организованные занятия физическими упражнениями и спортом в большинстве случаев способствуют уменьшению частоты сердечных сокращений в покое. Медленный темп сокращений сердца у тренированных , есть результат приспособления. Редкий пульс в покое можно расценивать как один из признаков тренированности организма.

В одних и тех же возрастных коллективах в зависимости от комплекса воздействующих на ребёнка факторов меняется реактивность организма и, как следствие улучшаются показатели здоровья; в любом возрасте физические упражнения (при правильной методике) повышают сопротивляемость организма к инфекциям, резким колебаниям температуры окружающей среды, гипоксии и радиации, снижают частоту заболеваний, т. е. способствуют совершенствованию функциональных возможностей организма и развитию компенсаторно- приспособительных механизмов.

 

 

 

 

Библиографический список

Любомирский Л. Е. Физическая культура. М. Просвещение, 1997 г.

Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физкультуры М. Физкультура и спорт, 1998 г.

Фомин Л. М. Формирование физических и нравственных качеств в процессе физического воспитания школьников. Красноярск, КГПИ, 1998 г.

Комаров А. В. Физкультура в школе. Школа пресс, 2000 №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ляшина Анастасия (2003 г.)

 

Контроль за состоянием развития свода стопы у школьников

 

Цель работы: составить руководство по профилактике и коррекции плоскостопия в помощь учащимся, учителям и родителям.

 

Задачи:

1. Научиться приёмам (тестирование, анализ) исследовательской деятельности.

2. Выявить уровень функциональной недостаточности стоп и плоскостопия у младших школьников.

3. Овладеть способами определения плоскостопия по отпечатку стопы.

4. Подобрать комплексы специальных упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

 

 

 

Тезисы

 

Плоскостопием называется деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного (а иногда и обоих) сводов стопы. Это довольно частое заболевание опорно-двигательного апппарата детей и подростков, вызывающее жалобы на быструю утомляемость и боли в ногах при длительной ходьбе и стоянии.

Плоскостопие бывает врождённое и приобретённое, последнее – значительно чаще. Приобретённое плоскостопие, в свою очередь, может быть статическим, паралитическим и травматическим. Наиболее часто встречается статическое плоскостопие, которое развивается постепенно отряда причин: избыточная масса тела, ношение чрезмерных тяжестей, обуви на твёрдой, лишённой эластичности подошве и без каблука и другие.

Плоскостопие встречается у школьников чрезвычайно часто. По статистике у детей 7-10 лет отклонения от нормы у мальчиков составляют 53-73%, у девочек – 44-56%.

Для определения свода стопы широкое распространение получили методы анализа отпечатка (плантограммы). Плантограмму можно получить способом отпечатка на чистом листе бумаги.

При использовании плантографического метода о характере свода стопы судят, например, по ширине её отпечатка. Обработка данных осуществляется по методу Штритер. На основании процентного соотношения делают заключение: до 50% - стопа нормальная, 50-60% - стопа уплощённая, свыше 60% - стопа плоская.

Если нет привычки соблюдать осанку, если постоянны нестабильность позвоночника, защемление нервных проводников, и как следствие нарушение обменных процессов и снижение иммунитета, проявляются нарушения во всей костно-мышечной системе, нервно-эмоциональной, нарушается психика. Уплощение стопы изменяет положение таза и позвоночного столба, что может привести к дефектам осанки. Поэтому профилактика плоскостопия имеет большое значение.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

1. не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука – не более 3-4 см;

2. для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

3. выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упр. Для укрепления свода стопы) и дополнительно – специальные (ходьба босиком по скошенной траве, галечнику, песку, воде).


Библиографический список

Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей – М.: Просвещение, 1986

Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) – СПб.: СОЮЗ, 1997

Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить! – Новосибирск: ООО Издательская компания «ЛАДА», 2000

Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки – Физкультура в школе № 4, 1999

Колодницкий Г., Кузнецов В. Профилактика и коррекция плоскостопия Основы безопасности жизни № 12, 2002