Оформление официальных документов

Конспект урока по предмету "Информационные технологии" в 8 классе.

 

Кудинова Валентина Ивановна
МОУ лицей № 102

Кудинова В.И.jpg (85945 bytes)

6 урок по теме "Текстовый редактор"

Ход урока

 

Этапы урока

Действия учителя и учащихся

1. Приветствие Учитель и учащиеся настраиваются на урок
2. Постановка проблемы, подведение к формулированию цели урока, формулирование цели. Учитель: Лицеист А.Живчик в очередной раз прогулял урок и ему необходимо написать объяснительную записку на имя директора. Мы с вами должны помощь ему оформить этот документ. Прежде чем приступить к оформлению документа, давайте обсудим несколько моментов.

Во-первых, кто и в каких случаях может потребовать от вас объяснительную записку?

(учащиеся отвечают – учитель, завуч, директор, за прогулы, за опоздания, за невыполнение домашних заданий и т.д.)

Учитель: Молодцы, вы правильно привели примеры. На уроках по программированию мы с вами учились правильно рассуждать и часто рассматривали конструкцию ветвления “ЕСЛИ …, ТО…”. Давайте выявим положительные и отрицательные моменты прогула уроков. Я на доске буду ставить “+” в колонку “положительное” или в колонку “отрицательное” в зависимости от вашего примера. А теперь закончите фразу “Если я прогулял урок, то …”.

(учащиеся приводят примеры: то отдохнул от сиденья на уроке, - то погулял на улице, - то не получил 2 на контрольной, и т.д. (положительные моменты)
то надо делать 2 домашних задания, - то учитель обиделся и стал хуже ко мне относиться, - то пришлось писать контрольную в одиночестве, и т.д. (отрицательные моменты))

Учитель: Подсчитаем плюсы в каждой колонке. “Отрицательных” получилось больше, но главное дело в том, что “положительные” моменты ближе по времени, а “отрицательные” - дальше по времени, и их последствия вы ощущаете не сразу, но они более длительные. Ученик, прогуляв урок, приходит в школу с чувством вины, у него повышенная тревожность, формируется неуверенность в себе. Это накладывает отпечаток на характер и может проявляться всю жизнь.

Пусть каждый из вас сделает вывод о том, стоит ли ему прогуливать уроки.

Учитель: А теперь вернемся к проблеме лицеиста Живчика. Как же оформить объяснительную записку? А как оформляются другие официальные документы? Эта проблема и будет темой нашего сегодняшнего урока – "Оформление официальных документов".

(тема записывается на доске)

3. Обсуждение нового материала.

Формулирование структуры официальных документов на основе наглядных пособий (варианты различных официальных документов).

Учитель: Хотя у вас небольшой жизненный опыт, постарайтесь вспомнить деловые бумаги, с которыми вы уже сталкивались в жизни.

(учащиеся называют – справка, заявление, освобождение, и т.д.)

Учитель: Сейчас я покажу вам примеры деловых, официальных документов, а вы постарайтесь определить структуру этих документов. Кто нам пояснит, что такое структура?

(учащиеся отвечают, учитель показывает примеры оформления приказа, заявления, справки и др. документов)

Учитель: И так, назовите, из каких частей состоит официальный документ.

(Учащиеся называют структурные элементы документа: “Верхний правый угол – “обращение”, учитель подправляет: “Адресат” и т.д. На доске, под заголовком “Структура официального документа”, прикрепляются на магнит слова – адресат, штамп, название, текст, подпись, дата и т.д. Учащиеся записывают тему в тетрадь, описывают структуру документа. Тут же записывается задание на дом “Структура официальных документов.)

4. Первичная проверка понимания, повторение ранее пройденного материала:
  • обсуждение образца объяснительной записки,
  • выявление структурных элементов,
  • обсуждение форматирования текста.
Учитель: А теперь возьмите лежащий у вас на столе образец “Объяснительной записки”. Выделите структурные элементы этого документа и объясните, как они оформлены, то есть, какое форматирование применено к каждой части документа.

(учащиеся разбирают оформление (форматирование) каждого абзаца).

 

5. Формулирование практического задания. Учитель: Теперь вы готовы к практической работе. Наберите текст объяснительной записки и оформите ее по предложенному образцу. Вы можете поменять героев, придумать свои причины прогулов. Самую интересную записку я предложу напечатать в нашей лицейской газете. Результат практической работы сохраните в свою папку под именем “Объяснительная”.

Помогать вам в выполнении практической работы будут консультанты. Сегодня в роли консультантов будут работать (называются фамилии 2 учащихся).

6. Практическая часть (вторичная проверка понимания) Учащиеся выполняют:
  • набор текста документа,
  • выделение абзацев,
  • форматирование,
  • использование списка,
  • организация подписи документа,
  • сохранение документа.

Консультанты помогают справиться тем, у кого возникли проблемы. Учитель координирует работу консультантов и учащихся.

7. Обобщение материала
  • проверка работ;
  • вывод об уровне отработки нового материала;
  • объявление оценок;
8. Итоговый момент Сохранение документа, выключение компьютеров

 

 

 


Самоанализ

Вашему вниманию был представлен урок по теме "Оформление официальных документов" в рамках семинара "Мотивация учебной и педагогической деятельности в классах с техническим направлением". Данный класс, 8в, является классом с углубленным изучением "Информационных технологий". Преподавание с углублением ведется первый год.

Показывая открытый урок в рамках семинара "Мотивация учебной и педагогической деятельности", я постаралась продемонстрировать следующие методы для формирования учебной мотивации:

   1. эмоциональные методы:

  • поощрение
  • порицание (в незначительной степени)
  • элементы учебно-познавательной игры
  • удовлетворение желания быть значимой личностью - консультанты;
  • стимулирующее оценивание - самую оригинальную объяснительную поместим в газету;
  • элементы свободного выбора заданий - каждый может выбрать вариант работы - четко по образцу, пофантазировать на 2 причины, переделать все по-своему;

    2. познавательные методы:

  • выполнение творческих заданий - каждый сам придумывает свои причины пропусков уроков;
  • создание проблемной ситуации - необходимость написания объяснительной записки;
  • опора на жизненный опыт - вспомнить и перечислить официальные документы, с которыми сталкивались в жизни;
  • "мозговая атака" - проанализировать официальные документы и сделать вывод о их структуре;

    3. волевые методы:

  • предъявление учебных требований - формулирование домашнего задания, задания на уроке;
  • информирование об обязательных результатах обучения - набрать текст, отформатировать, сохранить;
  • формирование ответственного отношения к учебе - обсуждение негативных последствий от пропусков уроков;
  • самооценка деятельности, проведение рефлексии - "если я пропустил уроки, то ….", проанализировать, что в этом положительного, и что отрицательного;
  • создание преодолимых интеллектуальных затруднений - проанализировать примеры оформления конкретных деловых бумаг (приказ, заявление, справка, ходатайство и др.) и сделать вывод о структуре официального документа;

    4. социальные методы:

  • создание ситуации взаимопомощи - консультанты;
  • заинтересованность в результатах коллективной работы - при подготовке к открытому уроку они прониклись мыслью, что "открытый урок - наше общее дело";

 

 


Приложения

 

Структура официального документа

    
    
Ш Т А М П А Д Р Е С А Т
  
   
Н А З В А Н И Е
  
Т Е К С Т
  
  
Д А Т А
П О Д П И С Ь

 


Директору средней школы №181
г. Железногорска
А.П. Разумному
ученика 8 “В” класса
Д. Живчика

 

Объяснительная

На прошлой неделе я опоздал на занятия 6 раз, потому что:

 

Уже в который раз обещаю вам, что в будущем такое не повторится.

20 января 2003г.

_______________Д. Живчик

 

 


Директору муниципального лицея №102
В.А. ЛЕСНЯК
от___________________________________
проживающего(ую) по адресу:_____________________________________
домашний телефон:___________________

 

З А Я В Л Е Н И Е

Прошу выдать личное дело моего (моей) сына (дочери)____________________________

________________________________, ученика(цы) ______ “_____” класса лицея №102,
в связи с ___________________________________________________________________.

 

“_____” ________________ 200___года.

_________________________________
(подпись)

 

 

 


С П Р А В К А

 

Дана____________________________________________________________

в том, что он (она) является учеником (цей)______ “______” класса муниципального образовательного учреждения лицей № 102 г.
Железногорска  Красноярского края.

Справка дана для предъявления по месту требования.

ДИРЕКТОР ЛИЦЕЯ № 102                                                                                 В.А.ЛЕСНЯК

                                                                                                                    “___”____200 __ года