Урок решения задач по теме : Давление.

(урок был представлен в рамках городского семинара
"Мотивация учебной и педагогической деятельности ...")

Остапенко Жанна Анатольевна
МОУ лицей №102
ostap.jpg (37707 bytes)

 

Тип урока: повторения, систематизации и применения знаний и умений.

Форма урока: соревнование команд.

Цели образовательные:

Цели развивающие:

Цели воспитательные:

Оборудование к уроку:

Структура урока:

 

Этапы урока Деятельность на данном этапе
1)Мотивация уч. Деятельности через осознание уч-ся практ. Значимости применяемых знаний и умений. Вступительное слово учителя: Сообщение темы, цели и задач урока, формы проведения урока( соревнование команд )
2) Активизация знаний по теме и составление классификационной таблицы знаний. А) С целью повторения теоретического материала проводится Игра – лото : ( предлагается 12 карточек, которые нужно разделить на 3 группы : давление твердых тел, давление жидкостей, атм. Давление ; Свой выбор нужно обосновать. )

Б) С целью повторения единиц измерения предлагаются задания по переводу ед изм. И на действия с ед. изм.

3)Деление задач по темам и совместное решение качественных задач. Решение качественных задач
4)Самостоятельное решение количественных задач с последующей проверкой. Предлагается самостоятельно решить задачи по предложенным темам , выбрать варианты ответов и составить проверочное слово.
5) Подведение итогов.

 

 

Анализ урока с точки зрения мотивации учебной деятельности.

Под мотивацией уч.деятельности подразумевается система целей и потребностей, побуждающих учащихся к активному усвоению знаний, овладению уч.умениями и навыками.

Для активизации уч.деятельности у меня, как и у любого учителя есть свой набор приемов и методов обучения. Особенно широк этот набор на начальном этапе изучения физики в 7-8 классах , когда у ребят больше интереса к предмету и больше энтузиазма к различным начинаниям учителя. И мной замечено, что чем более разнообразны формы и методы преподавания на нач.этапе, тем больше энтузиазма остается у учащихся к старшим классам.

Весь многообразный набор методов мотивации уч. Деятельности можно разделить на несколько групп:

Методы мотивации Применение на уроках Применение на данном уроке

1) Эмоциональные методы мотивации

- учебно-познавательная игра Используется на уроках как в качестве приемов( лото, домино, лабиринт), так и в качестве форм урока( соревнование, путешествие) Урок построен в форме соревнования. Используются игровые приемы : лото, лабиринт.
-создание наглядно-образных представлений Заполнение паспортов приборов,

Написание сочинений, изготовление приборов, рисование рисунков.

Использование рисунков, решение качественных задач, связанных с явлениями окружающего мира.
- свободный выбор заданий

- создание ситуации успеха

Система творческих заданий

2) Познавательные методы мотивации

-опора на жизненный опыт Решение соответствующих задач Решение качественных задач.
- познавательный интерес Чтение дополнительной литературы, выступление с докладами.
-выполнение творческих заданий Составление сборника работ учащихся 7-х классов. Решение задачи, составленной ученицей.

3) Социальные методы мотивации

- создание ситуации взаимопомощи

-поиск контактов и сотрудничества

-заинтересованность в результатах коллективной работы

Данные методы реализуются в ходе всего урока- соревнования
-рецензирование Рецензирование ответов у доски Рецензирование заданий у доски.

 

 

Приложение 1

“Лабиринт”

Поставь знаки:

>, = или <

Переведи в основные ед. измерения

760 мм рт.ст. = Па

 

Па = кПа

 

см2= м2

 

т = кг

770 мм рт.ст.

 

2500 Па

 

1500 см2

 

3,5 т

100000 Па

 

2,5 гПа

 

1,5 м2

 

350 кг

780 мм рт.ст =

 

4,5 кПа =

 

240 см2 =

 

0,5 т =

Произведи действия с ед. измерения

 

 Приложение 2.

Запдачи составленные учащимися

  1. У меня красивый дом,
  2. Девять этажей-то в нем,
    В нем живут собаки, кошки,
    Дети, мамы, папы, мошки.
    Весит же он примерно 60 тонн.
    Ну, а площадь у фасада ровно 100 метров в квадрате.
    Так скажите мне, друзья,
    Сильно ль давит на землю дом у меня ?
                     ( составила Нина Руденко ).

  3. Ученик 7-го класса делает лабораторную работу. Ему надо вычислить давление на дно сосуда с водой. Он измерил, что высота столба равна 13 см. помогите ученику получить пятерку.
  4.  

  5. Рассчитайте силу, с которой воздух давит на учительский стол шириной 0.6 м и длиной 110 см при нормальном атмосферном давлении.

 

Коды ответов :

А. 67 кН           В. 0,6 Па.     С. 130 кПа.     М. 50,16 кН.     Р.13 гПа.        Ф. 6 Па.         У. 6 кПа.

Буквы полученных ответов занесите в таблицу и получите проверочное слово :

 

1

задача

2 задача 3 задача

 

Приложение 3

Качественные задачи

  1. Два человека вскапывают землю лопатами разной формы. Какой лопатой легче копать?
  2. На чем основан способ спасения человека, провалившегося под лед, изображенный на рис.
  3. Тяжелый танк, идущий по асфальтовой дороге, не разрушает асфальт. Почему же он раздавливает кирпич, попавший под его гусеницу?
  4. Одинаковое или различное давление испытывают два водолаза?
  5. В цилиндрический сосуд, частично заполненный водой, опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление на дно сосуда?
  6. Сосуд с водой имеет форму, изображенную на рисунке. Одинаково ли давление воды на боковые стенки сосуда на уровне аб?
  7. Можно ли осуществить опыт Торричелли со стеклянной трубкой, длина которой меньше 1мм? Больше 1мм?
  8. Приложенный плотно к губам кленовый лист разрывается, если вдохнуть быстро воздух. Какая сила разрывает лист?
  9. На чем основано отсасывание воды стеклянной трубкой?

 

 

Приложение 4

Лото

Раздели карточки на 3 части: 1)давление тв. тел; 2)давление жидкостей; 3)атмосферное давление.

Image9.jpg (393650 bytes)